О Большом театре в 2013 году говорено много, и чаще, к сожалению, в негативном ключе — одно нападение на художественного руководителя балета Сергея Филина чего стоит. Увольнение Николая Цискаридзе, гендиректора Анатолия Иксанова, внезапный уход главного дирижера Василия Синайского — все это драмы и скандалы. Но ведь творческих достижений одной из ведущих трупп мира они не отменили. Накануне праздника наш корреспондент отправилась в театр — посмотреть, как молодые артисты под руководством знаменитых мастеров готовятся к самым популярным спектаклям новогодья.
Традиционно конец декабря и начало января в Большом посвящены «Щелкунчикам». Этот балет под Рождество идет во всех театрах мира, но самая прекрасная его версия с 1966 года живет в главном театре страны.
Екатерина Крысанова и Алексей Лопаревич репетируют «Коппелию». Фото Екатерины Беляевой
Юрий Григорович и Симон Вирсаладзе выпустили спектакль без преувеличения революционный по отношению к тогдашней советской эстетике. Щелкунчик-принц с золотыми волосами вылетает на сцену в сумасшедшем кумачово-красном трико, одетые по последнему писку балетной моды куклы танцуют чудесный дивертисмент во втором акте, Мышиный король спускается в люк под сцену с помощью театральной машинерии... Остро-точеный танец снежинок, вальс с подсвечниками, лодка-куранты, в которой раскачиваются главные герои перед венчанием — все это признаки легендарного московского спектакля, на который надо обязательно отвести ребенка хотя бы раз, чтобы он влюбился в театр как таковой.
«Щелкунчики» идут блоком, спектаклей много, и всем артистам хватает в них места — молодые учат роли кукол и присматриваются потихоньку к главным партиям, опытные балерины ищут новых надежных партнеров, так как в балете есть две опасные поддержки — «стульчик» и «рыбка», с которых не хитро и упасть.
Анна Никулина и Денис Родькин отрабатывают красивую, но опасную поддержку «стульчик», с которой, случается, падают балерины. Фото Екатерины Беляевой
Участники первых показов «Щелкунчика» Григоровича, заслуженные педагоги Большого, такие как Юрий Владимиров, Марина Кондратьева, Людмила Семеняка, передают опыт ученикам. На уроке Людмилы Семеняки (одной из самых трогательных Мари советской сцены) с Аней Никулиной царит строгая академическая атмосфера. Людмила Ивановна любит пошутить, но не когда дело касается серьезной репетиции.
В этом году так совпало, что перед «Щелкунчиками» труппа должна была танцевать «Коппелию» — еще один сказочный балет на сюжет Гофмана. На репетициях Кати Крысановой со Светланой Адырхаевой и Сергеем Вихаревым, наоборот, весело. Сванильда «дурит» Коппелиуса, ей страшно и вместе с тем очень смешно подглядывать за стариком.
Рождество приближается, и все в театре становятся добрее. Хотят оставить плохое в прошлом году и войти в новый с новыми эмоциями.
Екатерина Крысанова:
— Я работаю в театре одиннадцатый сезон у одного и того же педагога — Светланы Дзантемировны Адырхаевой. Все роли готовлю с ней. Очень счастлива, что судьба сделала мне подарок — встретить такого мудрого и доброго наставника в самом начале моей карьеры в театре. Сейчас мы репетируем «Коппелию» — я танцую в первый раз Сванильду. Постановщик спектакля Сергей Вихарев приезжал из Питера, чтобы подготовить трех новых исполнительниц этой роли. Потрясающе, что это не вместо новогоднего «Щелкунчика», а вместе с ним. Еще так совпало, что оба балета базируются на произведениях Гофмана и оба идут в Большом под Новый год. Хотя эти спектакли никак не связаны. Для меня «Коппелия» — рождественский подарок, начало традиционной декабрьской сказки, так как я дебютирую с отличным Францем — нашим бывшим премьером Иваном Васильевым, его специально пригласили из Михайловского театра на несколько новогодних спектаклей в Большом. В «Коппелии» много сюжетных неувязок: вредный старик Коппелиус «высаживает» на балкон свою так называемую дочь, которая знай себе вращает эмалевыми глазами, читает книжку и соблазняет молодых людей. Это же трудно на самом деле вообразить, что молодой человек влюбляется в куклу. Но зная Ивана, какой он открытый в драматическом плане, веселый и порой даже простодушный человек, я могу — и зритель точно сможет — представить, что с ним происходит такая вот история, невероятная для другого. Сванильда не так наивна, как Франц, и мне нравится в ней дерзость. Как и я, она борец по натуре — ради любви проникает в дом к ужасному старику Коппелиусу, разыгрывает там великолепный спектакль, разоблачает его обман с куклой и выручает из беды своего жениха. С Алексеем Лопаревичем — Коппелиусом безумно интересно репетировать: он всегда подыгрывает, разыгрывает, шутит, но главное — помогает. Алексей больше тридцати лет в театре танцует разные характерные роли. В «Щелкунчике» он раньше выходил в роли самого кудесника Дроссельмейера, а сейчас он танцует папу Мари — советника Штальбаума, того самого величественного буржуазного папашу семейства, который подает знак к началу знаменитого бидермайеровского танца «гроссфатер» — жемчужины именно нашего «Щелкунчика». Верю ли я в историю Мари, в ее необыкновенный рождественский сон, в прекрасного принца, в свадьбу? Наверное, нет. Но пережить подобное я бы хотела: чтобы у меня был дядя Дроссельмейер, который дарит Мари к Рождеству куклу-щелкунчика, а потом придумывает для нее всякие приключения с мышами, боем, танцем снежинок, принцем-героем. Не страшно проснуться и обнаружить, что все это был сон. Ведь когда ты качаешься в лодке-качелях с принцем, ты можешь помечтать о новых ролях, гастролях, встречах. У меня есть планы на ближайшее будущее, и мне будет приятно думать о них во время моих «Щелкунчиков» — это и гастроли на сцене Парижской оперы с «Утраченными иллюзиями», и работа в проекте Жана Кристофа Майо «Укрощение строптивой» — новом балете, который он поставит в конце сезона в Большом, и многое другое, о чем еще рано говорить.
Анна Никулина:
— Первого «Щелкунчика» я станцевала уже давно. Роль Мари была одной из самых интересных и технически непростых партий, которые я успела подготовить в театре с Екатериной Сергеевной Максимовой, моим любимым и незабвенным учителем. Она и Владимир Васильев танцевали премьеру «Щелкунчика» в редакции Юрия Николаевича Григоровича в 1966-м. Партия Мари и делалась в расчете на актерскую индивидуальность и бриллиантовую технику Екатерины Сергеевны. Я всегда начинаю репетировать с просмотра ее записей, особенно когда Максимовой не стало. Это правда, что я сторонница старой школы — мне нравится, как работали мастера прошлого. Сейчас репетирую с Людмилой Ивановной Семенякой — у нее питерская школа, она много внимания уделяет академической точности поз, учит разным балеринским приемам. Главное — она во мне видит прежде всего меня, не хочет, чтобы ее ученицы были похожи одна на другую и на нее саму. От Людмилы Ивановны идет тот же импульс, что и от Екатерины Сергеевны, — установка на индивидуальность и академизм. «Щелкунчик» — это скорее трагический спектакль, недетский. Музыка центрального па-де-де так написана, что дух захватывает. Тут сошлись Гофман и Чайковский с одной стороны, и либреттисты, которые сделали из «Щелкунчика» сказку, — с другой. Помню, когда я в первый раз должна была танцевать Мари, разогревалась в кулисе, а потом зашла в гримерку сделать вдох перед выходом на сцену, заметила на столе крохотную елочку. Сразу поняла, что это Екатерина Сергеевна меня так подбадривает перед дебютом. Новогоднее настроение и радость быстро перебороли волнение.
Денис Родькин:
— Пользуюсь возможностью выучить партию Щелкунчика-принца, уже почти освоил ее. Конечно, мне не хватает советов моего педагога Николая Цискаридзе, который был в театре одним из лучших в этой роли, и сейчас смог бы мне подсказать многие тонкости и нюансы. Но я очень благодарен моему нынешнему педагогу Юрию Владимирову, который разобрал со мной порядок движений и вообще объяснил смысл этого балета. Не числюсь пока в составах, но это не страшно. Чтобы достойно дебютировать в такой сложной и знаковой партии мужского репертуара, надо много работать. Аня Никулина репетирует с Людмилой Ивановной Семенякой, я помогаю в дуэтах. Скоро покажу роль руководству, постараюсь, чтобы Юрий Николаевич Григорович смог меня посмотреть. Даже если в этом сезоне не станцую — наработанное не пропадет. В следующем году снова пойдет серия «Щелкунчиков», мне точно хватит... Еще сейчас в театр Джон Ноймайер приехал, репетирует «Даму с камелиями» — о ней я тоже мечтаю. Если попаду в спектакль, это будет самым дорогим подарком к Рождеству.
Наши досье
Екатерина Крысанова, прима-балерина
Танцует главные партии в балетах наследия — «Лебедином озере», «Баядерке», «Корсаре», «Жизели», «Сильфиде», «Спящей красавице», «Дон Кихоте» и др. Одна из лучших исполнительниц балетов Дж. Баланчина, А. Ратманского, Т. Тарп, Ю. Посохова.
Анна Никулина, ведущая солистка
Последняя ученица Е. Максимовой. Танцует главные партии в балетах наследия и балетах Ю. Григоровича «Ромео и Джульетта», «Спартак», «Иван Грозный», «Золотой век». Свое первое «Лебединое озеро» станцевала в 19 лет.
Денис Родькин, первый солист
Работает в театре с 2009 года. В его репертуаре — роли Спартака в одноименном балете, Курбского в «Иване Грозном», Таора в «Дочери фараона», Тореадора в «Дон Кихоте» и др. Один из самых перспективных молодых танцовщиков Большого. До июня 2013 занимался у Николая Цискаридзе.
Прямая речь
«...Тогда Большой идет к вам»
А вот какими видятся итоги 2013 года и перспективы 2014-го из руководящих кабинетов Большого. Гендиректор Владимир Урин уже несколько недель пропадает в командировках — ищет замену внезапно уволившемуся музыкальному руководителю и главному дирижеру ГАБТа Василию Синайскому. Обещает представить нового художественного лидера к 1 февраля. А пока «Труду» ответила пресс-секретарь театра Катерина Новикова.
— Уверена, что в учебниках по истории театра 2013-й будет назван важнейшим в жизни Большого. Словно сдвинулись тектонические породы. Уход Анатолия Иксанова стал завершением большой эпохи, по сути — всего, что театр знал в XXI веке. В эти 13 лет построили целый комплекс зданий, включая Новую сцену, отреставрировали исторический Большой. В 10 раз увеличился бюджет театра. Появился Попечительский совет. А главное — очень много было потрясающих творческих успехов, включая спектакли балетмейстера Ратманского и оперного режиссера Чернякова, заказ новых музыкальных партитур Леониду Десятникову, гастрольные выступления на лучших сценах мира. В театр вернулся Юрий Григорович. Произошла смена поколений в балете, удачно стартовала молодежная оперная программа, возглавляемая Дмитрием Вдовиным.
Но театр, как живой организм, постоянно находится в движении. Владимиру Урину, ставшему директором Большого после многих очень успешных лет работы в театре Станиславского и Немировича-Данченко, предстоит решить массу художественных (и не только) задач, и самая острая из них — поиск и приглашение музыкального руководителя.
Нынешний, 238-й сезон для балета важен возможностью поработать с выдающимися хореографами разных поколений: Пьером Лакоттом, Джоном Ноймайером, Алексеем Ратманским, Жаном Кристофом Майо. Сергей Филин (который, несмотря на все случившееся, продолжает реально руководить балетной труппой) считает приоритетными большие сюжетные спектакли, где можно показать и школу, и актерское мастерство коллектива. После очень успешных премьер прошлого года — таких как «Онегин» Джона Кранко и «Марко Спада» Пьера Лакотта — впереди у нас шедевр Джона Ноймайера «Дама с камелиями» (март 2014-го) и абсолютно новая постановка — мировая премьера Жана Кристофа Майо «Укрощение строптивой». А в эти дни в театре работает Алексей Ратманский, готовя спектакль «Утраченные иллюзии» к показу на сцене Опера Гарнье в Париже в январе. Балет Татьяны Багановой «Весна священная» из программы фестиваля, прошедшего у нас в начале 2013-го, войдет и в афишу грядущей «Золотой маски». Кстати, тот фестиваль, который мы посвятили 100-летию эпохального произведения Стравинского, пригласив труппы Бежара, Пины Бауш и Финский национальный балет с редакцией Нижинского, стал одним из самых важных культурных событий столицы.
Оперные работы начала сезона были посвящены юбилеям двух гениев — Вагнера и Верди. На Новую сцену вернулся «Летучий голландец» в постановке Петера Конвичного, а на Исторической сцене была показана монументальная постановка «Дон Карлос» в режиссуре Эдриана Ноубла и с великолепными исполнителями в двух составах. В Бетховенском зале известный пианист Алексей Гориболь устроил три вечера музыки Бриттена, столетие которого также в 2013 году справлял весь музыкальный мир.
Первой оперной работой в 2014 году станет возобновление на исторической сцене театра оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» в роскошных костюмах Федора Федоровского. Уже сегодня день и ночь работают наши мастерские, вышивая и украшая жемчугом костюмы героев. Возобновлять спектакль приглашена наша соотечественница, ныне живущая в Израиле, — режиссер Юлия Певзнер. Далее при участии певцов молодежной программы мы покажем премьеру оперы Моцарта «Так поступают все».
Летом нас ждут очень важные гастроли в Америке — традиционно в Вашингтоне и, что редко, в Нью-Йорке, где нас не было несколько лет. Правда, в это время американцы могли видеть наши балеты на экранах кинотеатров, поскольку благодаря компаниям «Патэ» и «Бель Эр Медиа» пять раз в году в самых разных странах мира они транслируются в режиме реального времени. А с 2013 года эти трансляции стали принимать и кинотеатры многих российских городов. Так что если вы не идете в Большой, то Большой идет к вам.
От редакции
Первая прямая трансляция 2014 года пройдет 19 января: балет Баланчина «Драгоценности» покажут в девяти кинотеатрах Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Мурманска и Сыктывкара. 16 февраля запись этого спектакля увидит кинопублика уже 24 российских городов и трех городов Казахстана.