Главная Культура 00:02 25 Декабря 2013 6964
Елочка от Максимовой

В Большом театре тоже готовятся к праздникам

Екатерина Беляева

О Большом театре в 2013 году говорено много, и чаще, к сожалению, в негативном ключе — одно нападение на художественного руководителя балета Сергея Филина чего стоит. Увольнение Николая Цискаридзе, гендиректора Анатолия Иксанова, внезапный уход главного дирижера Василия Синайского — все это драмы и скандалы. Но ведь творческих достижений одной из ведущих трупп мира они не отменили. Накануне праздника наш корреспондент отправилась в театр — посмотреть, как молодые артисты под руководством знаменитых мастеров готовятся к самым популярным спектаклям новогодья.

Традиционно конец декабря и начало января в Большом посвящены «Щелкунчикам». Этот балет под Рождество идет во всех театрах мира, но самая прекрасная его версия с 1966 года живет в главном театре страны.

Екатерина Крысанова и Алексей Лопаревич репетируют «Коппелию». Фото Екатерины Беляевой

 Юрий Григорович и Симон Вирсаладзе выпустили спектакль без преувеличения революционный по отношению к тогдашней советской эстетике. Щелкунчик-принц с золотыми волосами вылетает на сцену в сумасшедшем кумачово-красном трико, одетые по последнему писку балетной моды куклы танцуют чудесный дивертисмент во втором акте, Мышиный король спускается в люк под сцену с помощью театральной машинерии... Остро-точеный танец снежинок, вальс с подсвечниками, лодка-куранты, в которой раскачиваются главные герои перед венчанием — все это признаки легендарного московского спектакля, на который надо обязательно отвести ребенка хотя бы раз, чтобы он влюбился в театр как таковой.

«Щелкунчики» идут блоком, спектаклей много, и всем артистам хватает в них места — молодые учат роли кукол и присматриваются потихоньку к главным партиям, опытные балерины ищут новых надежных партнеров, так как в балете есть две опасные поддержки — «стульчик» и «рыбка», с которых не хитро и упасть.

Анна Никулина и Денис Родькин отрабатывают красивую, но опасную поддержку «стульчик», с которой, случается, падают балерины. Фото Екатерины Беляевой

 Участники первых показов «Щелкунчика» Григоровича, заслуженные педагоги Большого, такие как Юрий Владимиров, Марина Кондратьева, Людмила Семеняка, передают опыт ученикам. На уроке Людмилы Семеняки (одной из самых трогательных Мари советской сцены) с Аней Никулиной царит строгая академическая атмосфера. Людмила Ивановна любит пошутить, но не когда дело касается серьезной репетиции.

В этом году так совпало, что перед «Щелкунчиками» труппа должна была танцевать «Коппелию» — еще один сказочный балет на сюжет Гофмана. На репетициях Кати Крысановой со Светланой Адырхаевой и Сергеем Вихаревым, наоборот, весело. Сванильда «дурит» Коппелиуса, ей страшно и вместе с тем очень смешно подглядывать за стариком.

Рождество приближается, и все в театре становятся добрее. Хотят оставить плохое в прошлом году и войти в новый с новыми эмоциями.

Екатерина Крысанова:

— Я работаю в театре одиннадцатый сезон у одного и того же педагога — Светланы Дзантемировны Адырхаевой. Все роли готовлю с ней. Очень счастлива, что судьба сделала мне подарок — встретить такого мудрого и доброго наставника в самом начале моей карьеры в театре. Сейчас мы репетируем «Коппелию» — я танцую в первый раз Сванильду. Постановщик спектакля Сергей Вихарев приезжал из Питера, чтобы подготовить трех новых исполнительниц этой роли. Потрясающе, что это не вместо новогоднего «Щелкунчика», а вместе с ним. Еще так совпало, что оба балета базируются на произведениях Гофмана и оба идут в Большом под Новый год. Хотя эти спектакли никак не связаны. Для меня «Коппелия» — рождественский подарок, начало традиционной декабрьской сказки, так как я дебютирую с отличным Францем — нашим бывшим премьером Иваном Васильевым, его специально пригласили из Михайловского театра на несколько новогодних спектаклей в Большом. В «Коппелии» много сюжетных неувязок: вредный старик Коппелиус «высаживает» на балкон свою так называемую дочь, которая знай себе вращает эмалевыми глазами, читает книжку и соблазняет молодых людей. Это же трудно на самом деле вообразить, что молодой человек влюбляется в куклу. Но зная Ивана, какой он открытый в драматическом плане, веселый и порой даже простодушный человек, я могу — и зритель точно сможет — представить, что с ним происходит такая вот история, невероятная для другого. Сванильда не так наивна, как Франц, и мне нравится в ней дерзость. Как и я, она борец по натуре — ради любви проникает в дом к ужасному старику Коппелиусу, разыгрывает там великолепный спектакль, разоблачает его обман с куклой и выручает из беды своего жениха. С Алексеем Лопаревичем — Коппелиусом безумно интересно репетировать: он всегда подыгрывает, разыгрывает, шутит, но главное — помогает. Алексей больше тридцати лет в театре танцует разные характерные роли. В «Щелкунчике» он раньше выходил в роли самого кудесника Дроссельмейера, а сейчас он танцует папу Мари — советника Штальбаума, того самого величественного буржуазного папашу семейства, который подает знак к началу знаменитого бидермайеровского танца «гроссфатер» — жемчужины именно нашего «Щелкунчика». Верю ли я в историю Мари, в ее необыкновенный рождественский сон, в прекрасного принца, в свадьбу? Наверное, нет. Но пережить подобное я бы хотела: чтобы у меня был дядя Дроссельмейер, который дарит Мари к Рождеству куклу-щелкунчика, а потом придумывает для нее всякие приключения с мышами, боем, танцем снежинок, принцем-героем. Не страшно проснуться и обнаружить, что все это был сон. Ведь когда ты качаешься в лодке-качелях с принцем, ты можешь помечтать о новых ролях, гастролях, встречах. У меня есть планы на ближайшее будущее, и мне будет приятно думать о них во время моих «Щелкунчиков» — это и гастроли на сцене Парижской оперы с «Утраченными иллюзиями», и работа в проекте Жана Кристофа Майо «Укрощение строптивой» — новом балете, который он поставит в конце сезона в Большом, и многое другое, о чем еще рано говорить.

Анна Никулина:

— Первого «Щелкунчика» я станцевала уже давно. Роль Мари была одной из самых интересных и технически непростых партий, которые я успела подготовить в театре с Екатериной Сергеевной Максимовой, моим любимым и незабвенным учителем. Она и Владимир Васильев танцевали премьеру «Щелкунчика» в редакции Юрия Николаевича Григоровича в 1966-м. Партия Мари и делалась в расчете на актерскую индивидуальность и бриллиантовую технику Екатерины Сергеевны. Я всегда начинаю репетировать с просмотра ее записей, особенно когда Максимовой не стало. Это правда, что я сторонница старой школы — мне нравится, как работали мастера прошлого. Сейчас репетирую с Людмилой Ивановной Семенякой — у нее питерская школа, она много внимания уделяет академической точности поз, учит разным балеринским приемам. Главное — она во мне видит прежде всего меня, не хочет, чтобы ее ученицы были похожи одна на другую и на нее саму. От Людмилы Ивановны идет тот же импульс, что и от Екатерины Сергеевны, — установка на индивидуальность и академизм. «Щелкунчик» — это скорее трагический спектакль, недетский. Музыка центрального па-де-де так написана, что дух захватывает. Тут сошлись Гофман и Чайковский с одной стороны, и либреттисты, которые сделали из «Щелкунчика» сказку, — с другой. Помню, когда я в первый раз должна была танцевать Мари, разогревалась в кулисе, а потом зашла в гримерку сделать вдох перед выходом на сцену, заметила на столе крохотную елочку. Сразу поняла, что это Екатерина Сергеевна меня так подбадривает перед дебютом. Новогоднее настроение и радость быстро перебороли волнение.

Денис Родькин:

— Пользуюсь возможностью выучить партию Щелкунчика-принца, уже почти освоил ее. Конечно, мне не хватает советов моего педагога Николая Цискаридзе, который был в театре одним из лучших в этой роли, и сейчас смог бы мне подсказать многие тонкости и нюансы. Но я очень благодарен моему нынешнему педагогу Юрию Владимирову, который разобрал со мной порядок движений и вообще объяснил смысл этого балета. Не числюсь пока в составах, но это не страшно. Чтобы достойно дебютировать в такой сложной и знаковой партии мужского репертуара, надо много работать. Аня Никулина репетирует с Людмилой Ивановной Семенякой, я помогаю в дуэтах. Скоро покажу роль руководству, постараюсь, чтобы Юрий Николаевич Григорович смог меня посмотреть. Даже если в этом сезоне не станцую — наработанное не пропадет. В следующем году снова пойдет серия «Щелкунчиков», мне точно хватит... Еще сейчас в театр Джон Ноймайер приехал, репетирует «Даму с камелиями» — о ней я тоже мечтаю. Если попаду в спектакль, это будет самым дорогим подарком к Рождеству.

Наши досье

Екатерина Крысанова, прима-балерина

Танцует главные партии в балетах наследия — «Лебедином озере», «Баядерке», «Корсаре», «Жизели», «Сильфиде», «Спящей красавице», «Дон Кихоте» и др. Одна из лучших исполнительниц балетов Дж. Баланчина, А. Ратманского, Т. Тарп, Ю. Посохова.

Анна Никулина, ведущая солистка

Последняя ученица Е. Максимовой. Танцует главные партии в балетах наследия и балетах Ю. Григоровича «Ромео и Джульетта», «Спартак», «Иван Грозный», «Золотой век». Свое первое «Лебединое озеро» станцевала в 19 лет.

Денис Родькин, первый солист

Работает в театре с 2009 года. В его репертуаре — роли Спартака в одноименном балете, Курбского в «Иване Грозном», Таора в «Дочери фараона», Тореадора в «Дон Кихоте» и др. Один из самых перспективных молодых танцовщиков Большого. До июня 2013 занимался у Николая Цискаридзе.

Прямая речь

«...Тогда Большой идет к вам»

А вот какими видятся итоги 2013 года и перспективы 2014-го из руководящих кабинетов Большого. Гендиректор Владимир Урин уже несколько недель пропадает в командировках — ищет замену внезапно уволившемуся музыкальному руководителю и главному дирижеру ГАБТа Василию Синайскому. Обещает представить нового художественного лидера к 1 февраля. А пока «Труду» ответила пресс-секретарь театра Катерина Новикова.

— Уверена, что в учебниках по истории театра 2013-й будет назван важнейшим в жизни Большого. Словно сдвинулись тектонические породы. Уход Анатолия Иксанова стал завершением большой эпохи, по сути — всего, что театр знал в XXI веке. В эти 13 лет построили целый комплекс зданий, включая Новую сцену, отреставрировали исторический Большой. В 10 раз увеличился бюджет театра. Появился Попечительский совет. А главное — очень много было потрясающих творческих успехов, включая спектакли балетмейстера Ратманского и оперного режиссера Чернякова, заказ новых музыкальных партитур Леониду Десятникову, гастрольные выступления на лучших сценах мира. В театр вернулся Юрий Григорович. Произошла смена поколений в балете, удачно стартовала молодежная оперная программа, возглавляемая Дмитрием Вдовиным.

Но театр, как живой организм, постоянно находится в движении. Владимиру Урину, ставшему директором Большого после многих очень успешных лет работы в театре Станиславского и Немировича-Данченко, предстоит решить массу художественных (и не только) задач, и самая острая из них — поиск и приглашение музыкального руководителя.

Нынешний, 238-й сезон для балета важен возможностью поработать с выдающимися хореографами разных поколений: Пьером Лакоттом, Джоном Ноймайером, Алексеем Ратманским, Жаном Кристофом Майо. Сергей Филин (который, несмотря на все случившееся, продолжает реально руководить балетной труппой) считает приоритетными большие сюжетные спектакли, где можно показать и школу, и актерское мастерство коллектива. После очень успешных премьер прошлого года — таких как «Онегин» Джона Кранко и «Марко Спада» Пьера Лакотта — впереди у нас шедевр Джона Ноймайера «Дама с камелиями» (март 2014-го) и абсолютно новая постановка — мировая премьера Жана Кристофа Майо «Укрощение строптивой». А в эти дни в театре работает Алексей Ратманский, готовя спектакль «Утраченные иллюзии» к показу на сцене Опера Гарнье в Париже в январе. Балет Татьяны Багановой «Весна священная» из программы фестиваля, прошедшего у нас в начале 2013-го, войдет и в афишу грядущей «Золотой маски». Кстати, тот фестиваль, который мы посвятили 100-летию эпохального произведения Стравинского, пригласив труппы Бежара, Пины Бауш и Финский национальный балет с редакцией Нижинского, стал одним из самых важных культурных событий столицы.

Оперные работы начала сезона были посвящены юбилеям двух гениев — Вагнера и Верди. На Новую сцену вернулся «Летучий голландец» в постановке Петера Конвичного, а на Исторической сцене была показана монументальная постановка «Дон Карлос» в режиссуре Эдриана Ноубла и с великолепными исполнителями в двух составах. В Бетховенском зале известный пианист Алексей Гориболь устроил три вечера музыки Бриттена, столетие которого также в 2013 году справлял весь музыкальный мир.

Первой оперной работой в 2014 году станет возобновление на исторической сцене театра оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» в роскошных костюмах Федора Федоровского. Уже сегодня день и ночь работают наши мастерские, вышивая и украшая жемчугом костюмы героев. Возобновлять спектакль приглашена наша соотечественница, ныне живущая в Израиле, — режиссер Юлия Певзнер. Далее при участии певцов молодежной программы мы покажем премьеру оперы Моцарта «Так поступают все».

Летом нас ждут очень важные гастроли в Америке — традиционно в Вашингтоне и, что редко, в Нью-Йорке, где нас не было несколько лет. Правда, в это время американцы могли видеть наши балеты на экранах кинотеатров, поскольку благодаря компаниям «Патэ» и «Бель Эр Медиа» пять раз в году в самых разных странах мира они транслируются в режиме реального времени. А с 2013 года эти трансляции стали принимать и кинотеатры многих российских городов. Так что если вы не идете в Большой, то Большой идет к вам.

От редакции

Первая прямая трансляция 2014 года пройдет 19 января: балет Баланчина «Драгоценности» покажут в девяти кинотеатрах Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Мурманска и Сыктывкара. 16 февраля запись этого спектакля увидит кинопублика уже 24 российских городов и трех городов Казахстана.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9395
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7112
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?