В Большом театре тоже готовятся к праздникам
О Большом театре в 2013 году говорено много, и чаще, к сожалению, в негативном ключе — одно нападение на художественного руководителя балета Сергея Филина чего стоит. Увольнение Николая Цискаридзе, гендиректора Анатолия Иксанова, внезапный уход главного дирижера Василия Синайского — все это драмы и скандалы. Но ведь творческих достижений одной из ведущих трупп мира они не отменили. Накануне праздника наш корреспондент отправилась в театр — посмотреть, как молодые артисты под руководством знаменитых мастеров готовятся к самым популярным спектаклям новогодья.
Традиционно конец декабря и начало января в Большом посвящены «Щелкунчикам». Этот балет под Рождество идет во всех театрах мира, но самая прекрасная его версия с 1966 года живет в главном театре страны.
Юрий Григорович и Симон Вирсаладзе выпустили спектакль без преувеличения революционный по отношению к тогдашней советской эстетике. Щелкунчик-принц с золотыми волосами вылетает на сцену в сумасшедшем кумачово-красном трико, одетые по последнему писку балетной моды куклы танцуют чудесный дивертисмент во втором акте, Мышиный король спускается в люк под сцену с помощью театральной машинерии... Остро-точеный танец снежинок, вальс с подсвечниками, лодка-куранты, в которой раскачиваются главные герои перед венчанием — все это признаки легендарного московского спектакля, на который надо обязательно отвести ребенка хотя бы раз, чтобы он влюбился в театр как таковой.
«Щелкунчики» идут блоком, спектаклей много, и всем артистам хватает в них места — молодые учат роли кукол и присматриваются потихоньку к главным партиям, опытные балерины ищут новых надежных партнеров, так как в балете есть две опасные поддержки — «стульчик» и «рыбка», с которых не хитро и упасть.
Участники первых показов «Щелкунчика» Григоровича, заслуженные педагоги Большого, такие как Юрий Владимиров, Марина Кондратьева, Людмила Семеняка, передают опыт ученикам. На уроке Людмилы Семеняки (одной из самых трогательных Мари советской сцены) с Аней Никулиной царит строгая академическая атмосфера. Людмила Ивановна любит пошутить, но не когда дело касается серьезной репетиции.
В этом году так совпало, что перед «Щелкунчиками» труппа должна была танцевать «Коппелию» — еще один сказочный балет на сюжет Гофмана. На репетициях Кати Крысановой со Светланой Адырхаевой и Сергеем Вихаревым, наоборот, весело. Сванильда «дурит» Коппелиуса, ей страшно и вместе с тем очень смешно подглядывать за стариком.
Рождество приближается, и все в театре становятся добрее. Хотят оставить плохое в прошлом году и войти в новый с новыми эмоциями.
Екатерина Крысанова:
— Я работаю в театре одиннадцатый сезон у одного и того же педагога — Светланы Дзантемировны Адырхаевой. Все роли готовлю с ней. Очень счастлива, что судьба сделала мне подарок — встретить такого мудрого и доброго наставника в самом начале моей карьеры в театре. Сейчас мы репетируем «Коппелию» — я танцую в первый раз Сванильду. Постановщик спектакля Сергей Вихарев приезжал из Питера, чтобы подготовить трех новых исполнительниц этой роли. Потрясающе, что это не вместо новогоднего «Щелкунчика», а вместе с ним. Еще так совпало, что оба балета базируются на произведениях Гофмана и оба идут в Большом под Новый год. Хотя эти спектакли никак не связаны. Для меня «Коппелия» — рождественский подарок, начало традиционной декабрьской сказки, так как я дебютирую с отличным Францем — нашим бывшим премьером Иваном Васильевым, его специально пригласили из Михайловского театра на несколько новогодних спектаклей в Большом. В «Коппелии» много сюжетных неувязок: вредный старик Коппелиус «высаживает» на балкон свою так называемую дочь, которая знай себе вращает эмалевыми глазами, читает книжку и соблазняет молодых людей. Это же трудно на самом деле вообразить, что молодой человек влюбляется в куклу. Но зная Ивана, какой он открытый в драматическом плане, веселый и порой даже простодушный человек, я могу — и зритель точно сможет — представить, что с ним происходит такая вот история, невероятная для другого. Сванильда не так наивна, как Франц, и мне нравится в ней дерзость. Как и я, она борец по натуре — ради любви проникает в дом к ужасному старику Коппелиусу, разыгрывает там великолепный спектакль, разоблачает его обман с куклой и выручает из беды своего жениха. С Алексеем Лопаревичем — Коппелиусом безумно интересно репетировать: он всегда подыгрывает, разыгрывает, шутит, но главное — помогает. Алексей больше тридцати лет в театре танцует разные характерные роли. В «Щелкунчике» он раньше выходил в роли самого кудесника Дроссельмейера, а сейчас он танцует папу Мари — советника Штальбаума, того самого величественного буржуазного папашу семейства, который подает знак к началу знаменитого бидермайеровского танца «гроссфатер» — жемчужины именно нашего «Щелкунчика». Верю ли я в историю Мари, в ее необыкновенный рождественский сон, в прекрасного принца, в свадьбу? Наверное, нет. Но пережить подобное я бы хотела: чтобы у меня был дядя Дроссельмейер, который дарит Мари к Рождеству куклу-щелкунчика, а потом придумывает для нее всякие приключения с мышами, боем, танцем снежинок, принцем-героем. Не страшно проснуться и обнаружить, что все это был сон. Ведь когда ты качаешься в лодке-качелях с принцем, ты можешь помечтать о новых ролях, гастролях, встречах. У меня есть планы на ближайшее будущее, и мне будет приятно думать о них во время моих «Щелкунчиков» — это и гастроли на сцене Парижской оперы с «Утраченными иллюзиями», и работа в проекте Жана Кристофа Майо «Укрощение строптивой» — новом балете, который он поставит в конце сезона в Большом, и многое другое, о чем еще рано говорить.
Анна Никулина:
— Первого «Щелкунчика» я станцевала уже давно. Роль Мари была одной из самых интересных и технически непростых партий, которые я успела подготовить в театре с Екатериной Сергеевной Максимовой, моим любимым и незабвенным учителем. Она и Владимир Васильев танцевали премьеру «Щелкунчика» в редакции Юрия Николаевича Григоровича в 1966-м. Партия Мари и делалась в расчете на актерскую индивидуальность и бриллиантовую технику Екатерины Сергеевны. Я всегда начинаю репетировать с просмотра ее записей, особенно когда Максимовой не стало. Это правда, что я сторонница старой школы — мне нравится, как работали мастера прошлого. Сейчас репетирую с Людмилой Ивановной Семенякой — у нее питерская школа, она много внимания уделяет академической точности поз, учит разным балеринским приемам. Главное — она во мне видит прежде всего меня, не хочет, чтобы ее ученицы были похожи одна на другую и на нее саму. От Людмилы Ивановны идет тот же импульс, что и от Екатерины Сергеевны, — установка на индивидуальность и академизм. «Щелкунчик» — это скорее трагический спектакль, недетский. Музыка центрального па-де-де так написана, что дух захватывает. Тут сошлись Гофман и Чайковский с одной стороны, и либреттисты, которые сделали из «Щелкунчика» сказку, — с другой. Помню, когда я в первый раз должна была танцевать Мари, разогревалась в кулисе, а потом зашла в гримерку сделать вдох перед выходом на сцену, заметила на столе крохотную елочку. Сразу поняла, что это Екатерина Сергеевна меня так подбадривает перед дебютом. Новогоднее настроение и радость быстро перебороли волнение.
Денис Родькин:
— Пользуюсь возможностью выучить партию Щелкунчика-принца, уже почти освоил ее. Конечно, мне не хватает советов моего педагога Николая Цискаридзе, который был в театре одним из лучших в этой роли, и сейчас смог бы мне подсказать многие тонкости и нюансы. Но я очень благодарен моему нынешнему педагогу Юрию Владимирову, который разобрал со мной порядок движений и вообще объяснил смысл этого балета. Не числюсь пока в составах, но это не страшно. Чтобы достойно дебютировать в такой сложной и знаковой партии мужского репертуара, надо много работать. Аня Никулина репетирует с Людмилой Ивановной Семенякой, я помогаю в дуэтах. Скоро покажу роль руководству, постараюсь, чтобы Юрий Николаевич Григорович смог меня посмотреть. Даже если в этом сезоне не станцую — наработанное не пропадет. В следующем году снова пойдет серия «Щелкунчиков», мне точно хватит... Еще сейчас в театр Джон Ноймайер приехал, репетирует «Даму с камелиями» — о ней я тоже мечтаю. Если попаду в спектакль, это будет самым дорогим подарком к Рождеству.
Екатерина Крысанова, прима-балерина
Танцует главные партии в балетах наследия — «Лебедином озере», «Баядерке», «Корсаре», «Жизели», «Сильфиде», «Спящей красавице», «Дон Кихоте» и др. Одна из лучших исполнительниц балетов Дж. Баланчина, А. Ратманского, Т. Тарп, Ю. Посохова.
Анна Никулина, ведущая солистка
Последняя ученица Е. Максимовой. Танцует главные партии в балетах наследия и балетах Ю. Григоровича «Ромео и Джульетта», «Спартак», «Иван Грозный», «Золотой век». Свое первое «Лебединое озеро» станцевала в 19 лет.
Денис Родькин, первый солист
Работает в театре с 2009 года. В его репертуаре — роли Спартака в одноименном балете, Курбского в «Иване Грозном», Таора в «Дочери фараона», Тореадора в «Дон Кихоте» и др. Один из самых перспективных молодых танцовщиков Большого. До июня 2013 занимался у Николая Цискаридзе.
«...Тогда Большой идет к вам»
А вот какими видятся итоги 2013 года и перспективы 2014-го из руководящих кабинетов Большого. Гендиректор Владимир Урин уже несколько недель пропадает в командировках — ищет замену внезапно уволившемуся музыкальному руководителю и главному дирижеру ГАБТа Василию Синайскому. Обещает представить нового художественного лидера к 1 февраля. А пока «Труду» ответила пресс-секретарь театра Катерина Новикова.
— Уверена, что в учебниках по истории театра 2013-й будет назван важнейшим в жизни Большого. Словно сдвинулись тектонические породы. Уход Анатолия Иксанова стал завершением большой эпохи, по сути — всего, что театр знал в XXI веке. В эти 13 лет построили целый комплекс зданий, включая Новую сцену, отреставрировали исторический Большой. В 10 раз увеличился бюджет театра. Появился Попечительский совет. А главное — очень много было потрясающих творческих успехов, включая спектакли балетмейстера Ратманского и оперного режиссера Чернякова, заказ новых музыкальных партитур Леониду Десятникову, гастрольные выступления на лучших сценах мира. В театр вернулся Юрий Григорович. Произошла смена поколений в балете, удачно стартовала молодежная оперная программа, возглавляемая Дмитрием Вдовиным.
Но театр, как живой организм, постоянно находится в движении. Владимиру Урину, ставшему директором Большого после многих очень успешных лет работы в театре Станиславского и Немировича-Данченко, предстоит решить массу художественных (и не только) задач, и самая острая из них — поиск и приглашение музыкального руководителя.
Нынешний, 238-й сезон для балета важен возможностью поработать с выдающимися хореографами разных поколений: Пьером Лакоттом, Джоном Ноймайером, Алексеем Ратманским, Жаном Кристофом Майо. Сергей Филин (который, несмотря на все случившееся, продолжает реально руководить балетной труппой) считает приоритетными большие сюжетные спектакли, где можно показать и школу, и актерское мастерство коллектива. После очень успешных премьер прошлого года — таких как «Онегин» Джона Кранко и «Марко Спада» Пьера Лакотта — впереди у нас шедевр Джона Ноймайера «Дама с камелиями» (март 2014-го) и абсолютно новая постановка — мировая премьера Жана Кристофа Майо «Укрощение строптивой». А в эти дни в театре работает Алексей Ратманский, готовя спектакль «Утраченные иллюзии» к показу на сцене Опера Гарнье в Париже в январе. Балет Татьяны Багановой «Весна священная» из программы фестиваля, прошедшего у нас в начале 2013-го, войдет и в афишу грядущей «Золотой маски». Кстати, тот фестиваль, который мы посвятили 100-летию эпохального произведения Стравинского, пригласив труппы Бежара, Пины Бауш и Финский национальный балет с редакцией Нижинского, стал одним из самых важных культурных событий столицы.
Оперные работы начала сезона были посвящены юбилеям двух гениев — Вагнера и Верди. На Новую сцену вернулся «Летучий голландец» в постановке Петера Конвичного, а на Исторической сцене была показана монументальная постановка «Дон Карлос» в режиссуре Эдриана Ноубла и с великолепными исполнителями в двух составах. В Бетховенском зале известный пианист Алексей Гориболь устроил три вечера музыки Бриттена, столетие которого также в 2013 году справлял весь музыкальный мир.
Первой оперной работой в 2014 году станет возобновление на исторической сцене театра оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» в роскошных костюмах Федора Федоровского. Уже сегодня день и ночь работают наши мастерские, вышивая и украшая жемчугом костюмы героев. Возобновлять спектакль приглашена наша соотечественница, ныне живущая в Израиле, — режиссер Юлия Певзнер. Далее при участии певцов молодежной программы мы покажем премьеру оперы Моцарта «Так поступают все».
Летом нас ждут очень важные гастроли в Америке — традиционно в Вашингтоне и, что редко, в Нью-Йорке, где нас не было несколько лет. Правда, в это время американцы могли видеть наши балеты на экранах кинотеатров, поскольку благодаря компаниям «Патэ» и «Бель Эр Медиа» пять раз в году в самых разных странах мира они транслируются в режиме реального времени. А с 2013 года эти трансляции стали принимать и кинотеатры многих российских городов. Так что если вы не идете в Большой, то Большой идет к вам.
Первая прямая трансляция 2014 года пройдет 19 января: балет Баланчина «Драгоценности» покажут в девяти кинотеатрах Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Мурманска и Сыктывкара. 16 февраля запись этого спектакля увидит кинопублика уже 24 российских городов и трех городов Казахстана.