Главная Культура 09:18 24 Мая 2017 2664
Тяжелый рок Жанны д’Арк

Каннский фестиваль развлекает публику необычными биографиями

Екатерина Ченчиковская, спецкор «Труда», Канны

Два ярких фильма про знаменитостей, занимающих видное место во французской, да и мировой истории и культуре, показали накануне на фестивале в Каннах. В конкурсе состоялась премьера политической комедии «Молодой Годар», про легендарного режиссера французской «Новой волны», а в параллельной программе «Двухнедельник режиссеров» прогремел мюзикл «Жанетта: Детство Жанны Д’Арк»: прогремел в буквальном смысле, поскольку духовно-патриотические искания героини проходят под музыку в стиле рок, а также рэп и хэви-метал. На фестивале трактовки «священных фигур» вызвали полемику, но наш корреспондент оказался в числе поклонников обоих картин.

Жан-Люк Годар, почти 60 лет назад взбаламутивший Каннский фестиваль первым же своим фильмом «На последнем дыхании», превратился для некоторых почитателей чуть ли не в «икону кинематографа». Он и правда одна из главных персон в истории современного кино, однако здесь, в картине режиссера-оскароносца Мишеля Хазанавичюса, явлен вовсе не памятник, а живой, полный противоречий человек и художник в поиске. В основе фильма – воспоминания Анны Вяземски, писательницы и актрисы, которая была женой Годара и, в частности, пережила с ним бурливший волнениями 1968-й год, событиям которого посвящена значительная часть фильма. (Русская фамилия у Вяземски от отца, русского иммигранта-аристократа, а с французской стороны дедом Анны был сподвижник Де Голля писатель Франсуа Мориак. Брак девушки из такой семьи с ниспровергателем авторитетов Годаром вызвал во французском обществе в свое время большой ажиотаж). Анна – молодая жена в исполнении актрисы Стейси Мартин, известной нам по «Нимфоманке» Ларса фон Триера, тоже персонаж картины. Личный взгляд Вяземски «изнутри» накладывается на замысел режиссера Хазанавичюса, и тут все дело в том, совпадут ли они с твоим личным представлением о Годаре (а с его творчеством знакома хорошо не только каннская публика. Это культовый автор для многих поколений тех, кто любит и смотрит кино). Если совпадут, как в случае автора этих строк, то образ, поданный в фильме без лишнего пиетета, зато с большой иронией, окажется очень убедительным. Похоже, актеру Луи Гаррелю под чутким руководством постановщика удалось добиться не только фотографического, но и характерного сходства с перонажем.

Кинопортрет Жан-Люка Годара (Луи Гаррель, справа) в фильме Мишеля Хазанавичюса вышел весьма похожим на оригинал

Получивший «Оскара» за черно-белого «Артиста», Мишель Хазанавичюс продемонстрировал в «Молодом Годаре» неожиданный вкус к цвету, к сочным краскам. Это должно, кстати, понравиться главе жюри Педро Альмодовару. И ведь именно такой колорит и стиль картины близок классическим фильмам Жана-Люка Годара образца середины 1960-х: «Жить своей жизнью», «Безумный Пьеро» и, конечно, «Китаянка».

«С Годаром как с персонажем можно сделать хорошую комедию, он блистателен, остроумен, забавен, когда захочет – но темы его творчества серьезны, – подчеркивает режиссер Мишель Хазанавичюс. – Как художник он переживает кризис, вместе с обществом вокруг пребывает в вечном поиске свободы и истины. Еще во время своего дебюта он прослыл революционером, но в 1968-м, когда студенты и рабочие устраивают свою революцию, он тщетно ищет среди них свое место». Любопытно, что на собраниях бунтующей молодежи мая 68-го, где поначалу Годара принимают как властителя дум и чуть ли не потенциального вождя революции, он в итоге оказывается не ко двору и вынужден то и дело покидать аудиторию. Куда как более в своей тарелке режиссер чувствует себя, выходя с ручной камерой на улицы, чтобы заснять протесты. Правда, на улицах его то и дело узнают и норовят то втянуть в дискуссию, то взять автограф. Остроумный ход, метафора: в гуще беспорядков Годар то и дело теряет очки, на время утрачивая способность ясно видеть. Тот период в творчестве режиссера и впрямь стал переломным, после 1968-го Жан-Люк ударится в эксперименты и перестанет нравится всем и сразу. К повороту на «свой путь» отсылает и оригинальное название фильма, Le Redoutable. С французского переводится как «Грозный», и это название подводной лодки из репортажа, услышанного однажды Годаром по радио. Символ одиночного плавания в бурных водах понравился режиссеру, а российскому зрителю может напомнить еще и песню Высоцкого: у поэта тоже есть это сравнение с субмариной.

Еще один культовый (и тоже в своем роде идущий против течения) персонаж явлен в мюзикле завсегдатая каннской программы Брюно Дюмона «Жанетта: детство Жанны Д’Арк». Либретто музыкальной истории весьма каноническое. XV век, на территории французских провинций идет война, англичане наступают, по стране бродят голодные сироты, и в родной деревне Жанны поговаривают: скорее бы уж англичане победили, тогда и война закончится. Девочке-пастушке такие разговоры активно не нравятся, ведь разве можно терпеть, когда чужие люди захватывают твой дом и устанавливают свои порядки? В патриотических словах юной Жанны при этом не чувствуется никакого пафоса, возможно из-за того, что на главную роль режиссер Дюмон взял актеров-любителей, и они искренни и в исполнении песен, и в танцевальных па, идущих, что называется, от сердца. Те из актеров, кто петь и танцевать не горазд, ходят колесом, двигаются как на дискотеке, используют речитатив, фактически рэп. Обаяние непрофессионализма и юмор по-доброму оттеняют героический ореол образа Жанны. И то, что снята картина полностью на натуре, среди лесов, полей и рек, добавляет органики происходящему. Когда девочке являются рассказать о предначертанной судьбе Святые – Михаил, Екатерина и Маргарита (да, те самые, к которым обращалась Жанна – Инна Чурикова в «Начале»), фильм столь же просто и изящно продолжает соблюдать необходимую меру условности: перед нами все же не реконструкция реальности, а представление. Брюно Дюмон нередко в своих фильмах обращается к религиозным мотивам, но, по словам режиссера, об этом могут размышлять даже атеисты. Ведь «религия приносит в наш мир две главные вещи, и плохую и хорошую – войну и мир».

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9505
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7197
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?