В городской суете все выходило неплохо - на завод устроилась, слыла красавицей. Колечко на безымянный палец надела. Родила четверых - мальчик-девочка - мальчик-девочка. И получила вместе с мужем Федором четырехкомнатную квартиру почти в центре города.
По две смены вкалывал Федор, но каждые выходные супруги сумки с продуктами из родительской усадьбы в городское гнездо возили. Само собой сложилось - выдавался свободный день, семейство сразу же из Белгорода: молочка попить, супчика куриного похлебать, родителям в хозяйстве помочь. А ребятишки Веры Ивановны и двое ее братьев, тоже в город перебравшиеся, вообще все лето на хуторе пропадали.
Скопили копейку Иван Семенович и Клавдия Ивановна Канищевы (родители Веры), всю жизнь проработавшие в колхозе "Красный Октябрь". Заначку решили разделить поровну, между сыновьями и дочкой - чтоб каждому по половине "Жигулей" в память о родителях. Братья загорелись машинами, а Вера за свою долю по блату... трактор купила. "Бывало, в тачку вдвоем запряжемся, глаза на лоб вылезут, пока сено коровам тянем", - вспоминает. Трактор Т-25 проблему с тягловой силой решил. Но другая задачка с тремя неизвестными с головой поглотила горожанку Веру.
Хуторской дачник, отставник Петрович, который хаживал за молоком, завел как-то с хозяйкой серьезный разговор. "Вера, - сказал Петрович, - наступят такие времена, когда тебе работы в городе не будет. Бери землю, создавай фермерское хозяйство - у тебя получится". И Вера Ивановна решила: хватит мыкаться между городом и хутором - пойду землю просить!
Год Вера Ивановна обивала пороги районной власти. Год председатель земельного комитета Сиденко ей отказывал. Баба с городской пропиской, с четырьмя детьми - это никак не укладывалось в представление о фермерстве.
В начале 90-х годов их семья оставила четырехкомнатную квартиру в Белгороде и перебралась на хутор Фролов в родительскую хатенку. В хозяйстве у стариков к этому часу было уже шесть коров, куры-утки, огород. С точки зрения здравого скептика, к которым я отношу и себя, поступок Веры Ивановны и Федора Михайловича был чистым безумством.
"Давай в колхозе заберем земельные паи, которые вам причитаются", - Вера Ивановна подошла к вопросу о фермерстве с другой стороны. Отец поначалу опешил. Он осторожно относился ко всяким новым веяниям, ибо помнил времена, когда больше одной коровы на подворье держать не разрешали. "Как это - землю из колхоза забрать? А люди что подумают? Кулак, скажут". Выручила Клавдия Ивановна, которая держит в семье матриархат: "Дети просят - значит, сделай!". В результате Иван Семенович вместе с сестрами забрал в колхозе шесть земельных паев, а восемь колхозных пенсионеров отдали ему свою землю в аренду. Получилось 50 гектаров - хороший надел. С легкой руки Веры отцу пришлось вынести еще одно "испытание" - оформить на себя кредит в 1 миллион рублей. (Иван Семенович даже ночами не спал, все переживал: "Какие деньги, какие деньги!") Однако кредит Добровольские-Канищевы вернули через год. За это время купить успели трактор, комбайн, сеялку, плуг, культиватор. Дело закрутилось-завертелось.
Через год Иван Семенович с Верой пришли к тому же Сиденко фермерское хозяйство "Канищево" на дочку переводить. Перехитрила-таки Вера Ивановна бдительного начальника! Однако председатель земельного комитета новое условие поставил: "Образование будет - будем разговаривать". Пришлось Вере идти на курсы фермеров при сельхозакадемии. Муж Федор, брат Юрий, Иван Семенович тоже время зря не теряли - пошли на права сдавать. Кто-то из мужчин тогда бросил: "Вера, айда с нами - может, пригодится". Позже Вера Ивановна в основном за рулем и сидела - то на базар, то за запчастями, то в районную администрацию. Женщина на грузовике! Милиция как увидит - так и свистит.
Фермерская семья - явление особенное. Истоки ее крепости в том, что каждому дело есть, все друг другу помогают, малый держится за старого. Не будет новостью сказать, что Вера Ивановна и Федор Михайлович всякой техникой владеют: с автомобиля за штурвал комбайна пересаживаются, с комбайна - за рычаги трактора. Коров подоить, с поросятами управиться - никто работу на "твою" и "мою" не делит. Ребятишки от родителей не отстают.
Мы нашли улицу Подгорную легко (еще бы: весь хутор Фролов - одна улица), а дом Добровольских и того быстрее. Двухэтажный особняк на всю округу один. Родительская хатенка рядом с ним выглядит кукольным домиком. Построились фермеры всего за год. Благодаря кредиту, полученному от областного фонда поддержки жилищного строительства, который взяли на 10 лет. В доме, по правде говоря, обжит только первый этаж, а единственное богатство - только импортный телевизор. Но Вера Ивановна смеется: "Вода есть! Свет есть! Газ есть! Остальное наживем".
Легко ли Добровольским в упряжке фермерства? Федор Михайлович как-то захандрил, занервничал: "Надоело мне это дело! Не могу больше! Одну проблему решишь, за нею вторая... Просвета нет". На срыв мужа Вера Ивановна отреагировала так: "Уволить тебя мне нетрудно. Вернешься в город! А ты сможешь обеспечить семью так, как сейчас?"
Кстати, в наш приезд в сарае у Добровольских мы насчитали 9 коров, 2 телок, 6 теляток, 14 кабанчиков, по двору гуляли не сосчитанные нами куры и утки. В былые времена на подворье живности было поболе. Уже три года практически весь скот фермеры сдают в счет погашения кредита за дом и машину. В целом хозяйство только мяса за год производит до 10 тонн. При сегодняшнем уровне потребления кормят им двести ртов. А само семейство Добровольских живет нынче за счет молока, творога, сливок. Вера Ивановна сама возит продукцию в областной центр и сама торгует. Выручка бывает до 500 рублей за один базар. С двух бабусь фермерша денег не берет, наливает молоко бесплатно - говорит, в свое время они к ней по-доброму отнеслись.
Вообще платить добром за добро - эту крестьянскую добродетель Вера Ивановна возродила в хуторе Фролове, не придавая тому особого значения. Попросят огород вспахать - пожалуйста, а одиноким старухам еще и бесплатно. Был бензин подешевле, Добровольская детишек со всей округи в машине собирала и в соседнее село в школу везла. Газ и воду хуторяне получили благодаря ее стараниям и хождениям по инстанциям.
"Когда люди ко мне с душой относятся, я, как ландыш, расцветаю", - слово в слово сказала Вера Ивановна, как бы подводя итог всему, ради чего она хлопочет-старается. Не так давно фермерша Добровольская награждена медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени".