Завтра отмечает юбилей один из самых интеллигентных героев современного телеэкрана — Святослав Бэлза. Святослав Игоревич — яркое подтверждение мысли Дмитрия Лихачева о том, что интеллигентность симулировать нельзя. Сын знаменитого польско-советского ученого, историка славянской музыки, Святослав избрал профессию литературоведа, но дар общения, помноженный на энциклопедические интересы, сделал его популярной личностью эстрады и телеэкрана. Застать Бэлзу в Москве практически невозможно — телесъемки и концерты с его участием проходят в самых престижных залах мира. Кто-то пошутил, что ему постоянно приходится бежать впереди классиков, о которых он нам рассказывает. Рассказал Святослав о своих встречах с великими людьми века и «Труду».
— У
— Я к тому, что вам, без всякой метафоры, не раз доводилось делить застолье с самыми великими людьми. — Начало этой истории таково. Для книжной серии, выходящей в издательстве, я написал предисловия к мемуарам Ириной Архиповой, Муслима Магомаева и Грэма Грина. И
— Вы упомянули Лучано Паваротти. Что за история была, когда вы чуть не женились на его дочке?
— Лучано приехал в Москву на благотворительные концерты после землетрясения в Армении. Я сделал с ним интервью и сумел завоевать расположение. Он тогда, кстати, на всю страну во время концерта в Большом театре признался, что, наверное, в предыдущей жизни был русским. Потому что, когда впервые в четырехлетнем возрасте услышал Мусорского, понял, что знал эту музыку раньше… В то время у Паваротти была сложная житейская ситуация. Он прилетел в Москву со своей секретаршей Николеттой, которая потом стала его женой, а из Италии сюда прилетела его законная супруга, и между женщинами сыпались искры. Паваротти, очевидно, думая о своем, спросил меня: Отвечаю, что нет, разведен. А он: Я слегка опешил, но он тут же добавил, что есть одно условие: жениться надо на всех трех его дочерях сразу, потому что они неразлучны… Будем считать, что именно это обстоятельство меня остановило, вот так я упустил шанс стать зятем Лучано Паваротти.
— Вы такой импозантный и успешный человек, но при этом холостой…
—
—
— Не согласен. Напротив, я довольно часто вспоминаю слова Чехова о том, что при виде холостого мужчины женщина начинает палить по нему, как охотники по утке. Часто ловлю себя на ощущении, что женщин интересую не я сам, а мой статус, достижения, известность. И это, конечно, меня
— Тем более что у вас перед глазами был впечатляющий пример любви ваших родителей.
— Да, они на протяжении более полувека сохраняли высокий накал чувств. Даже когда уже
— Одно из ваших интервью вышло с заголовком «Жена и любовница Святослава Бэлзы».
— Был такой эпизод. Я вернулся из очередной поездки, и мама сказала, что опять про меня ходят
—То есть работа на телевидении вам больше в радость, чем филология и литературоведение?
— Нет, не могу так сказать. Телевизионная слава — вещь эфемерная, хотя телеаудитория во много раз больше тиража любой из книг. Но я люблю книги, в том числе как библиофил. Помимо моих научных и литературоведческих штудий, вышло более ста книг зарубежных авторов с моими предисловиями. И это самые громкие имена: Шекспир, Оскар Уайльд, Бальзак, Жюль Верн, Эдгар По, Марк Твен. Киплинг, Даниэль Дефо… А вы знаете, что именно благодаря книгам — конкретно романам о трех мушкетерах — я увлекся фехтованием? Потом, став одним из самых молодых членов Союза писателей, я написал предисловие к, которое было выпущено в Библиотеке мировой литературы для детей, переиздавалось в течение тридцати лет и переведено на некоторые языки бывших республик СССР. И когда я вижу хорошо изданную книгу с моим текстом, меня это тешит, может быть, даже больше, чем появление в эфире в самом звездном шоу.
Наш герой
Святослав Бэлза, телеведущий, филолог, музыковед
Родился в 1942 году в Челябинске.
Окончил славянское отделение филологического факультета МГУ в 1965 году.
Работал в Институте мировой литературы (1965–1997).
Автор программы «Музыка в эфире» («Останкино», ОРТ, 1987–1996). С 1997 года — на канале «Культура».