Святослав Бэлза: «Я пил и пью. Но только с личностями»

Популярный телеведущий рассказал о своих великих собутыльниках

 

Завтра отмечает юбилей один из самых интеллигентных героев современного телеэкрана — Святослав Бэлза. Святослав Игоревич — яркое подтверждение мысли Дмитрия Лихачева о том, что интеллигентность симулировать нельзя. Сын знаменитого польско-советского ученого, историка славянской музыки, Святослав избрал профессию литературоведа, но дар общения, помноженный на энциклопедические интересы, сделал его популярной личностью эстрады и телеэкрана. Застать Бэлзу в Москве практически невозможно — телесъемки и концерты с его участием проходят в самых престижных залах мира. Кто-то пошутил, что ему постоянно приходится бежать впереди классиков, о которых он нам рассказывает. Рассказал Святослав о своих встречах с великими людьми века и «Труду».

— У поэта-метафориста Александра Еременко есть строчка: «Я пил с Мандельштамом на Курской дуге»... — Или у Пастернака: «Пока я с Байроном курил, пока я пил с Эдгаром По...»

— Я к тому, что вам, без всякой метафоры, не раз доводилось делить застолье с самыми великими людьми. —  Начало этой истории таково. Для книжной серии, выходящей в издательстве, я написал предисловия к мемуарам Ириной Архиповой, Муслима Магомаева и Грэма Грина. И кто-то из редакторов предложил: отчего бы мне самому не выпустить свои собственные мемуары? Я ответил, что если напишу их, то озаглавлю книгу, в духе времени, так: . Меня спросили — кто в этом списке? Я начал перечислять: пил виски с Грэмом Грином и Чарльзом Перси Сноу, ламбруско с Лучано Паваротти, бордо с Рудольфом Нуриевым, водку с Вадимом Козиным (в Магадане!), горилку с Иваном Козловским, чай с Изабеллой Юрьевой и Ириной Архиповой… Вам я деликатно называю только тех, кто ушел из жизни, поскольку не хочу компрометировать своих знаменитых друзей, с которыми продолжаю выпивать и сегодня. К сожалению, список ушедших от нас все увеличивается.

— Вы упомянули Лучано Паваротти. Что за история была, когда вы чуть не женились на его дочке?

— Лучано приехал в Москву на благотворительные концерты после землетрясения в Армении. Я сделал с ним интервью и сумел завоевать расположение. Он тогда, кстати, на всю страну во время концерта в Большом театре признался, что, наверное, в предыдущей жизни был русским. Потому что, когда впервые в четырехлетнем возрасте услышал Мусорского, понял, что знал эту музыку раньше… В то время у Паваротти была сложная житейская ситуация. Он прилетел в Москву со своей секретаршей Николеттой, которая потом стала его женой, а из Италии сюда прилетела его законная супруга, и между женщинами сыпались искры. Паваротти, очевидно, думая о своем, спросил меня: Отвечаю, что нет, разведен. А он: Я слегка опешил, но он тут же добавил, что есть одно условие: жениться надо на всех трех его дочерях сразу, потому что они неразлучны… Будем считать, что именно это обстоятельство меня остановило, вот так я упустил шанс стать зятем Лучано Паваротти.

— Вы такой импозантный и успешный человек, но при этом холостой…

—  Во-первых, я считаю, что свое биологическое предназначение выполнил, передав генофонд двоим теперь уже взрослым сыновьям, которых я очень люблю, вместе мы похожи на трех мушкетеров. Старшему, Игорю, 40 лет, Федору — 30. Единственная у меня к ним претензия: они до сих пор не сделали меня дедушкой… К тому же я живу в таком темпе, который редко какая жена выдержит: за последние несколько десятилетий у меня не было и месяца, который бы я целиком провел в Москве. Хотя, с другой стороны, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, оба активно гастролировавшие, не раз говорили, что так счастливо прожили в браке более 50 лет во многом потому, что им просто некогда было ссориться.

— Кто-то из великих заметил: жизнь холостяка — роскошный завтрак, посредственный обед и убогий ужин. Вы, судя по всему, с этим высказыванием не согласны?

— Не согласен. Напротив, я довольно часто вспоминаю слова Чехова о том, что при виде холостого мужчины женщина начинает палить по нему, как охотники по утке. Часто ловлю себя на ощущении, что женщин интересую не я сам, а мой статус, достижения, известность. И это, конечно, меня как-то осаживает. Хотя зарока не жениться, я не давал.

— Тем более что у вас перед глазами был впечатляющий пример любви ваших родителей.

—  Да, они на протяжении более полувека сохраняли высокий накал чувств. Даже когда уже какие-то немощи подкрались к отцу, я видел, как мама с прежним выражением радости на лице, словно Уланова-Джульетта в прокофьевском балете, по утрам вбегала в его кабинет. Между ними была какая-то неземная нежность. Это высокое чувство, которое я наблюдал в течение многих лет, стало для меня эталоном. Но сами понимаете, случаи столь счастливых браков крайне редки, поэтому мне было сложно найти свою Беатриче, образ которой вел бы по жизни, как вел он Данте.

— Одно из ваших интервью вышло с заголовком «Жена и любовница Святослава Бэлзы».

—  Был такой эпизод. Я вернулся из очередной поездки, и мама сказала, что опять про меня ходят какие-то сплетни: соседка видела, как девушка читала в метро журнал, в котором над моими портретом на две страницы аршинными буквами был выведен тот самый заголовок. Мама потребовала объяснений. На самом деле это было очень серьезное интервью, в котором я говорил о своих встречах с великими людьми, о своей телевизионной и литературной работе. В конце разговора журналистка у меня спросила — как я, филолог по образованию, стал ведущим музыкальных программ. Я ответил, что литература — моя законная жена, а музыка и телевидение — любовницы. Причем, как нередко бывает в жизни, с любовницей получаешь гораздо большее удовольствие.

—То есть работа на телевидении вам больше в радость, чем филология и литературоведение?

— Нет, не могу так сказать. Телевизионная слава — вещь эфемерная, хотя телеаудитория во много раз больше тиража любой из книг. Но я люблю книги, в том числе как библиофил. Помимо моих научных и литературоведческих штудий, вышло более ста книг зарубежных авторов с моими предисловиями. И это самые громкие имена: Шекспир, Оскар Уайльд, Бальзак, Жюль Верн, Эдгар По, Марк Твен. Киплинг, Даниэль Дефо… А вы знаете, что именно благодаря книгам — конкретно романам о трех мушкетерах — я увлекся фехтованием? Потом, став одним из самых молодых членов Союза писателей, я написал предисловие к, которое было выпущено в Библиотеке мировой литературы для детей, переиздавалось в течение тридцати лет и переведено на некоторые языки бывших республик СССР. И когда я вижу хорошо изданную книгу с моим текстом, меня это тешит, может быть, даже больше, чем появление в эфире в самом звездном шоу.

Наш герой

Святослав Бэлза, телеведущий, филолог, музыковед

Родился в 1942 году в Челябинске.

Окончил славянское отделение филологического факультета МГУ в 1965 году.

Работал в Институте мировой литературы (1965–1997).

Автор программы «Музыка в эфире» («Останкино», ОРТ, 1987–1996). С 1997 года — на канале «Культура».