На этой неделе стоматологи предупредили граждан: к Новому году их услуги подорожают как минимум на 30% из-за валютного курса, санкций, проблем с логистикой (список причин можно продолжить). Поставщики рассказали, что основную часть материалов на рынок до санкций предоставляли иностранные компании, и цены на оставшиеся в запасах товары сильно выросли. Кроме того, образовался острый дефицит анестезии без адреналина для беременных и страдающих аллергией пациентов. И что нам теперь, зубы на полку?
Это будет второе подорожание после апреля, когда стоимость зубоврачебных процедур с использованием импортных материалов выросла на 250% в сравнении с апрелем-2022. В клиниках заявили, что в Россию перестали поставляться из стран Запада цементы и прочие стоматологические материалы, которые применяют при лечении детей и взрослых. Выяснилось, что при общем объеме российского рынка таких товаров в 100 млрд рублей доля импорта составляет 68%. Но и оставшаяся часть — это не в чистом виде отечественные материалы: 18% изготавливалось с частичным использованием импортных компонентов и только 14% приходилось на полностью российское производство.
То есть качественно лечить российские зубы ничем другим, кроме импорта, не получается. Хотя в интернете и фигурируют 48 отечественных предприятий, обещающих изготовить и поставить хоть черта в ступе, включая остеопластические материалы для стоматологии и трехслойные акриловые зубы по европейской технологии, алмазные стоматологические инструменты, формовочные и слепочные массы и так далее...
Есть у нас и Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Но, в отличие от сердечнососудистых институтов, иностранцы к нашим стоматологам не приезжают. И даже о лучших отечественных дантистах и профильных предприятиях у нас лишь могут сказать: «конкурируют даже с мировыми клиниками». Как вам нравится это «даже»?
А те, что не конкурируют, работают в государственных поликлиниках, где пациентам бывает больно, зато дешево или вообще бесплатно. И это, похоже, вполне устраивает Минздрав. Хотя на Западе одной из особых примет россиянина давно считаются плохие зубы, а, по статистике, в некоторых регионах России к 65 годам до половины населения имеют полную адентию — то есть полное отсутствие зубов.
О качестве подготовки кадров красноречиво рассказывают отзывы студентов МГМСУ (Московский государственный медико-стоматологический университет): «Оснащение кафедр бедное, мало демонстрационного материала (манекенов, препаратов, инструментария), на старших курсах учебные комнаты располагаются в подвалах с трубами, плохо освещенные, грязные. Библиотека обновила учебную литературу 40-50-летней давности, и теперь в нашем распоряжении новые гэотаровские учебники, во многом не соответствующие учебному плану и кишащие ошибками.
Есть программы международного обмена студентов во время летней практики; те, кто участвовал, остались довольны и получили интересный опыт».
Впрочем, зубы в родном отечестве, если они не начальственные, всегда считались личным делом населения. Но если обратиться, например, к автомобилестроению, должно быть все наоборот. Выкупив у иностранных компаний «АвтоВАЗ», «Рено-Москвич» и другие автогиганты, государство пообещало провести на них кардинальное импортозамещение, вывести если не в мировые, то в региональные лидеры. И...
Недавно на «АвтоВАЗе» проверили уровень локализации автомобиля Lada Vesta, чье производство было перезапущено нынешней весной после годичного перерыва. Выяснилась печальная картина: машины стали еще более «заграничными». Модель в версии седан с механической коробкой передач набрала 3,2 тысячи баллов за выполняемые операции, на 135 баллов меньше, чем до начала кризиса. Версия универсал потеряла 115 баллов, набрав те же 3,2 тысячи. Vesta с автоматической трансмиссией (GFK/GFL 440) потеряла 650-655 баллов. Кроме того, «АвтоВАЗ» потерял 75 баллов за блок управления двигателем (ЭБУ).
Правда, завод нынче ставит на Lada Vesta новые локальные элементы отечественного производства — компоненты системы управления двигателем и интерьера, наружные зеркала, уплотнители, стекла, низковольтные жгуты проводов, приборы освещения, шины, амортизаторы, ADAS, рулевую систему. Однако эти операции в итоге дают меньший объем баллов, чем потерянные компоненты. А версию Vesta с автоматической коробкой передач — вариатором — «АвтоВАЗ» пока вообще не производит. Глава автоконцерна Максим Соколов летом говорил о планах возвращения версии с вариатором до конца 2023 года, уточняя, что речь идет о вариаторе «китайского производства».
Казалось бы, казна не жалеет денег на импортозамещение. В мае 2023 года зам. главы Минпромторга Василий Шпак сообщил, что стоимость 23 первоочередных проектов только по импортозамещению западного ПО в машиностроении составляет около 40 млрд рублей, из которых в автомобилестроении — 4,1 млрд. Однако отметил, что на конец 2022 года в России не существует ни одного нормативного акта, который бы обязывал госкомпании и госкорпорации приобретать отечественное оборудование, программы, технику, использовать российские техпроцессы.
Но «АвтоВАЗ» пока «наращивает» свой уровень локализации баллами, полученными за НИОКР, которые приносят компании по 400 баллов за каждый процент выручки, потраченный на перспективные разработки. И если в конце 2021 года за НИОКР по Vesta концерн получал 635 баллов, то сейчас — 1,9 тысячи. Но неизвестно, что получит конечный потребитель в готовой машине за эти «бумажные баллы».
Здесь возникает закономерный вопрос: почему автомобилестроение гигантскими темпами развивается в Китае, но постоянно тормозится в России? Аналитики называют три причины автомобильного чуда в Поднебесной. Первая: китайцы с самого начала покупали тех и сотрудничали с теми, кто умеет делать машины. Кто-то стал партнером BMW, другие купили Volvo. Россия (тогда СССР) даже после покупки Fiat продолжала автомобилизироваться самостоятельно. Вторая причина: китайцы изначально занимались импортозамещением. А на «АвтоВАЗе» лишь после введения санкций признались, что автомобили Lada Granta красили американский или словенской краской, за неимением своей качественной. Третья китайская особенность: стремление завалить своими машинами другие страны даже при наличии своего огромного рынка. В России же наоборот: стремление государственных чиновников ездить лишь на дорогом и высококачественном импорте, а народ сам устроится, как сможет.
Результат: даже сегодня, когда президент Владимир Путин дал прямое указание пересадить государственных служащих на отечественные машины, Счетная палата обнаружила, что в проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на 2024-2026 годы было запланировано в 2024 году закупить автомобиль Genesis G80 за 8,9 млн рублей, что почти в два раза дороже утвержденного норматива, а также пять автомобилей Toyota Camry.
Вот такие у них были планы на импортозамещение...
P.S. Мясо кур в РФ в сентябре подорожало на 3,2%, с начала года — на 19,7%, сообщил Росстат в минувшую среду, 18 октября. По сравнению с сентябрем 2022-го рост цен составил почти 25%. Оказывается, российские производители мяса работают примерно по тому же принципу, что и отечественный автопром: завозятся по импорту инкубационные яйца, которые уже дают товарных бройлеров. Плюс закупаются за границей витаминные добавки в корм и медицинские препараты для сохранения здорового поголовья. И это в птицеводстве, которое считается едва ли не образцовой отраслью по части импортозамещения!