Снятая компанией BUTA Films в копродукции с Азербайджаном, эта вымышленная история повествует об одиноком старике, ветеране Второй мировой войны — последнем из оставшихся в живых на всей Земле.
Дни ветерана разнообразят разве что подходы к размеренно работающему холодильнику да визиты юноши, приносящего продукты, — до тех пор, пока однажды старик не включит телевизор... Отборщики крупнейшего международного Каннского кинофорума отсмотрели 3450 короткометражек из 128 стран и выбрали для участия в официальной программе всего 9. Уже громадный успех: ни продюсеры ленты, ни сам режиссер такого не ожидали.
Сергей Пикалов начинал как театральный актер, но больше всего известен как режиссер телефильмов и сериалов «Не родись красивой», «Второе дыхание», «Атлантида», «Мымра», «Личное дело капитана Рюмина»... Теперь ему пришлось отвлечься от плотного графика отечественного телеконвейера и приобщиться к мировой кинематографической «тусовке». Накануне фестивального показа состоялся наш разговор.
— Почему вы решили сделать «Последнего»?
— В создании фильма я отталкивался от рассказов моего деда. Он ветеран, ему уже исполнилось 92, дай бог ему здоровья. Дед прошел войну, у него и медали, и ранения, и госпитали... Но «Последний» не совсем о нем. Какие-то моменты додуманы, дофантазированы, это все же художественное произведение, а не документальное. Деду я картины еще не показывал, но обязательно покажу.
Эпизод съемок короткометражного игрового фильма «Последний». Фото из личного архива Сергея Пикалова
— То есть для вас это кино скорее универсальное, нежели личное?
— По-моему, вполне универсальное. Хотя поведать обо всем и сразу в одном коротком фильме невозможно. А вот когда выхватываешь один бытовой эпизод, есть возможность через какую-то деталь рассказать гораздо больше, чем если бы ты снимал масштабное полотно и показывал жизнь человека от рождения до смерти. И то и другое имеет право быть, просто мне было интересно на примере маленького человека рассказать историю — наверное, это громко прозвучит — человечества.
— Как вы искали актеров?
— У меня такой принцип: я знакомлюсь с ними, разговариваю, и для меня важно убедиться, что в кадре — Человек. Конечно, он должен быть и умелым артистом, но фильм получится живым, только если человек будет интересным. Мы снимали в азербайджанской деревне, и главную роль сыграл азербайджанский артист Идрис Рустамов. В роли молодого парня, который его навещает, — Джордж Кафаров, детдомовец с непростой человеческой судьбой. Их дуэт в кадре сложился не сразу, но теперь очевидно, что найти таких актеров — удача. А вот команда, работавшая за кадром, мне хорошо знакома по телепроектам: оператор Денис Мадышев, композитор Алексей Айги...
— После приобретенного опыта не появилось ли желания переключиться на большой кинематограф?
— У меня есть идеи и для полнометражного кино, даже небольшие сценарии, но я же не настоящий писатель, и пока эти разработки в начальной стадии. В короткометражке куда больше возможностей подготовиться к каждому кадру, прочувствовать каждое слов, нежели в телевизионной продукции, где работать приходится более широкими мазками. Но все же это одно и то же дело, которое я люблю. И я только «за», если возможность работать подробно и с интересным материалом появляется также на телевидении. Посмотрите, сколько в мире замечательных сериалов — американских, английских... К тому же телевидение — финансово более надежное дело: то, что снимается, покупается каналами и окупается. А в кино никогда не знаешь, окупится ли проект. Поэтому происходит отток творческих сил на ТВ. Ну и что плохого, если результатом являются такие интересные проекты, как, например, «Оттепель»? Они поднимают уровень телевидения на совсем другую высоту...
— На Каннском фестивале президентом жюри короткометражного конкурса будет Аббас Киаростами, знаменитый иранский режиссер, лауреат Золотой пальмовой ветви. Вы доверяете его вкусам?
— Не могу сказать, что я большой знаток творчества Киаростами, но я видел несколько его фильмов, и раньше много смотрел картин, гремевших на европейских фестивалях, в том числе в Каннах. Я ведь вышел из театра, из театральной школы, и мне очень важно, как люди работают с актером, как актер ведет себя в кадре. Когда смотрю, скажем, фильмы Пола Томаса Андерсона, то восхищаюсь им как режиссером, его актерами, тем, как это сделано, отдельные сцены могу даже пересмотреть. Да и вообще — просто люблю хорошее кино. И братьев Коэнов, и Ларса фон Триера, и Михаэля Ханеке. Могу посмотреть и комедию, и фантастический фильм. Жалко, что в Каннах увижу не все: короткометражный конкурс — во второй половине фестиваля, так что выбраться удастся только ближе к закрытию.