Главная Культура 19:00 20 Января 2018 5794
Высоцкий. «Ну, здравствуй, Володенька!»

К чему слова, если можно просто пройтись по Москве, побывать в тех ее уголках, что связаны с жизнью Владимира Семеновича

Юлия Морская
Фото из открытых источников

О Владимире Высоцком сказано и написано, наверное, уже так много, что добавить к этому еще какие-то слова очень трудно. Даже и по такому серьезному поводу, как подступающее 80-летие со дня рождения всенародно любимого, неповторимого, вечно актуального поэта, барда, актера. А, собственно, к чему слова, если можно просто пройтись по Москве, побывать в тех ее уголках, что связаны с жизнью Владимира Семеновича, или (несмотря на дату!) просто Володи, а для кого-то и Володеньки? Приглашаю и вас, читатель, на эту прогулку.

Я люблю этот маршрут не только потому, что он связывает между собой неброские, но такие родные, близкие сердцу московские места, но и потому, что он всегда дарит множество народных историй, связанных с именем Высоцкого. Стоит только заговорить о нем с кем-то даже не знакомым, как обязательно всплывут интереснейшие подробности — от очевидцев или от тех, кому доподлинно рассказали, как однажды...

Продолжать пока не буду, лучше отправимся к истокам — к флигелю на 3-й Мещанской, нынешней улице Щепкина. Володя Высоцкий родился здесь, в роддоме № 8 Мещанского района Москвы. Интересно, как это место воспринимают сегодняшние люди? Уже много лет это один из корпусов Московского областного научно-исследовательского клинического института (МОНИКИ). Бродя сереньким январским днем по дорожкам больничного сада, невольно запоешь про себя что-то из вечной классики. Например, это танго: «Полгода не балует солнцем погода, и души застыли под коркою льда...»

Напомню: мы с вами ищем корпус с мемориальной доской. Сразу найти не получается, а вокруг ни единой души. Захожу в первую увиденную дверь и, стесняясь неожиданного для больничной проходной вопроса, обращаюсь к миловидной светловолосой женщине в форме: где-то здесь родился Высоцкий, ищу следы, не подскажете, может, есть табличка какая? Охранница сразу оживляется, выходит со своего места за конторкой: «Конечно-конечно, есть табличка, пойдемте на улицу, я вам покажу, куда идти! А еще внутри самого корпуса памятный уголок есть».

На стене старинного, но очень ухоженного здания, похожего скорее на библиотеку или музей, вижу небольшую металлическую доску с неожиданным декоративным балкончиком.

Она высоко, но можно прочитать: «Здесь 25 января 1938 года родился Владимир Высоцкий». Иду внутрь, и точно: прямо в холле — большая памятная доска, на ней поэт изображен портретно — в три четверти.

Другая женщина в форме поначалу хмурится, но, узнав, в чем дело, разглаживается лицом и приглашает подойти ближе, сделать фото. Рассказывает, что доску здесь установили три года назад, был сын Высоцкого Никита и еще человек 15 с ним. Теперь они, работающие здесь сотрудники, ухаживают за доской, смахивают пыль, изредка и моют. Вон даже елочку рядом поставили, пусть Владимир Семенович порадуется...

Спрашиваю служивую женщину, почему такое почти родственное отношение к нему? Ну как же: «Вот помните песню «Чужая колея»? У меня муж ее слушал часто, я все слова знаю. И вот когда на пенсию пошла, дома села и затосковала. Муж умер, дети своей жизнью живут, а у меня тоска, я всю жизнь работала, а тут из дома в магазин да обратно. Ну, в общем, вспомнились мне строчки из той песни: «Гляжу — размыли край ручьи весенние, там выезд есть из колеи — спасение!» И тут я поняла, что Высоцкий мне выход подсказывает. Хоть лет и много уже, а надо себя вытягивать из такого растительного существования. Начала искать работу, побегала по разным местам и вот сюда устроилась! Теперь все по-другому. Можно сказать, вылезла я из той колеи».

«А еще у нас женщина одна тут доктором работает, — вступает в разговор еще одна местная сотрудница, — так она утром, как приходит, идет к доске, прикладывает к ней руку и говорит: «Здравствуй, Володенька!» Уж не знаю, что там у нее с этим связано, но за три года ни разу не пропустила...»

Пока мы так разговариваем, из приемного покоя выходит высокий мужчина. Прислушивается к нашему разговору. «Это вы про Владимира Семеновича? Я его тоже очень уважаю. Мы, когда в Фергане служили, в 105-й разведывательной роте ВДВ, пели под гитару его песни. Особенно любили «Тот, который не стрелял». Помните: «Никто поделать ничего не смог. Нет, смог один, который не стрелял:» Очень правильные слова! Это ведь про то, что, если не можешь ответить за обстоятельства, ответь тогда хотя бы за себя, не поступай, как сволочь. Для нас эта песня очень нужной оказалась в армии в 1992-1993 годах. Высоцкий помогал нам остаться людьми там, где не у всех это получалось».

Мы идем с мужчиной, который оказался тезкой Высоцкого, Владимиром, обратно к доске на здании. Оказывается, необычный балкончик под ней вполне функционален: туда Владимиру Семеновичу кладут подарки. Мой новый знакомый дарит поэту монету и зажигалку.

Ну что, двигаемся дальше? Название этого переулка уже давно воспето Высоцким и потому известно миллионам людей. На всем постсоветском пространстве трудно сыскать человека, не слышавшего ответ на знаменитый вопрос: «Где мой черный пистолет? На Большом Каретном». Вот и молодой человек по имени Антон, который живет в том же самом подъезде, где когда-то жили Высоцкие, сразу продолжает эту строчку: «Где меня сегодня нет? На Большом Каретном!» Хотя Антон-то как раз здесь, никуда не делся. Он вышел по хозяйственным делам на улицу и наткнулся на меня, любопытствующую. Ничуть не смутился, таких тут много бродит — по заповедным местам поэта. Рассказывает: «Когда я кому-то говорю, что живу в Большом Каретном, люди начинают понимающе улыбаться и обязательно спрашивают про пистолет или про мои 17 лет. А мне и правда в этом году 17 стукнет, так что, будем считать, от Владимира Семеновича я уже подарок получил!»

Песни Высоцкого Антон, несмотря на солидную разницу с поэтом в возрасте, знает и любит. «Живи он сейчас, был бы самым крутым рэпером, во всех баттлах побеждал бы, я уверен. Вот, смотрите, это же чисто рэп: «Дела... Меня замучили дела каждый день, каждый день. Дотла сгорели песни и стихи — дребедень, дребедень. Весь год жила-была и вдруг взяла, собрала и ушла. И вот — опять грустные дела у меня».

И ведь точно — рэп!

В жизнеописаниях Высоцкого почему-то довольно редко упоминается о том, что очень важные годы — с 1971-го по 1975-й — Владимир Семенович провел на съемной квартире в спальном районе Москвы. Здесь ему было вольготно гонять на машине по Кутузовскому проспекту и Аминьевскому шоссе. Именно на улице Матвеевской, в доме 6, квартире 27 Высоцкий написал стихи для песен к замечательной пластинке «Алиса в Стране чудес». Целых три года длилась работа, имевшая для Владимира Семеновича особый смысл: запись той пластинки — его первое легальное появление как автора в государственном издании — на грампластинке фирмы «Мелодия». До этого момента барда, чьи песни распевала вся страна, как бы и не существовало. А ведь песни Высоцкого, без всякого преувеличения, были слышны из каждого окна от холодного Магадана до южной Кушки.

Композицией, вдохновившей его на все остальные, была «Песенка об антиподах»: «Мы антиподы, мы здесь живем, у нас тут анти, анти, антиординаты. Стоим на пятках твердо мы и на своем, кто не на пятках, те антипяты». Нет, что ни говорите, а настоящие поэты — всегда провидцы. Сейчас в той самой квартире, где писались «Антиподы», живет некая семья. Ее глава, открывший дверь, наотрез отказался со мной разговаривать. На вопрос, знает ли он о том, что здесь когда-то жил Владимир Семенович, мужчина не ответил ничего и быстро-быстро захлопнул входную дверь. Уже из-за двери крикнул: «Разговаривать с вами не хочу! И квартиру не отдам!» Видимо, испугался, что я заберу ее под музей. А что вы от него хотите? Антипод, да и только!

Никаких памятных табличек на доме нет, не знают об этом месте жительства Высоцкого и мама с малышом, гуляющие на детской площадке. Хотя это можно понять: жизнь идет своим чередом, а громкое имя может нарушить ее спокойный ход.

И вот направляюсь к знаменитому дому на Малой Грузинской, но не с привычной стороны — и теряю дорогу. Хорошо, рядом чистит снег дворничиха. Уточняю у нее, где находится костел — тот самый, полуразрушенный остов которого Высоцкий видел из окна. Уж костел-то эта дама в оранжевой жилетке наверняка знает. Дворничиха показывает мне дорогу и кричит вслед важное уточнение: «Там напротив костела еще есть дом, где Высоцкий жил! Спросите — любой укажет».

Вместо прежней бабульки-консьержки в подъезде дома, где Высоцкий получил свою последнюю земную квартиру, сидит теперь представительный мужчина явно из отставных. Несмотря на мои уговоры и напоминание про близкий юбилей поэта, внутрь он меня не пускает, ибо не видит в этом смысла. «Подъезды все одинаковые, что тут смотреть. Ну и что же, что вы поклонница. Вас много, а Высоцкий один. Специально для таких поклонниц на стене мемориальную доску повесили, чтобы в подъезд не лезли, жильцов не беспокоили...»

Охранник закрывает дверь, а я, следуя наставлению отставника, иду к Высоцкому на стене. Она вокруг мемориальной доски и сейчас, зимой, укрыта странными лианами. Под ними табличка. Оказывается, это камчатский кедровый стланик, который подарили Владимиру Высоцкому «благодарные люди Камчатки». По-родному так, тепло, написано на табличке. И еще там же: «Спасибо, что ты был и есть».

«Когда тепло, тут все зеленым ковром покрыто», — слышу я за спиной женский голос. Оказывается, та самая дворничиха, что объясняла мне дорогу, отложила свои дела и увязалась со мной к Высоцкому. Ей, похоже, около 50. Спрашиваю женщину, знает ли она Владимира Семеновича. Та смотрит на меня с огромным удивлением. «Да кто же его не знает? Вот вы сколько раз смотрели про Шарапова? А я его наизусть знаю, от первой до последней серии. Дети даже видеомагнитофон мне подарили, чтобы я «Место встречи...» могла смотреть, когда захочу».

Володя Высоцкий родился 20 января 1938 года, утром. Было еще темно, наверное, морозно, как сейчас — середина зимы как-никак. Когда приходишь в те места, где он когда-то был, сразу в тусклом зимнем воздухе и в памяти возникает его голос — необычный с ранней юности, низкий, с хрипотцой, наполненный силой. Кажется, вот-вот увидишь его самого. Он всегда с нами — здесь и сейчас.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9677
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7305
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?