Роспотребнадзор готовит свои предложения по запрету мобильных телефонов для школьников. Такое поручение дала ведомству глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, сославшись на многочисленные жалобы от родителей и учителей. Взрослые недовольны тем, что школьники зависают в айфонах и планшетах и забывают про учебу.
Вот и председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец полагает, что нашим детям вполне достаточно самых простых кнопочных телефонов, не подключенных к интернету. И те она предложила на время уроков запирать в специальные ящики...
«Труд» опросил родителей, учителей и психологов и выяснил, что далеко не все считают правильными запретительные инициативы. Ведь сегодняшние школьники выросли в новую цифровую эпоху, они научились искать информацию в «Гугле» еще до того, как начали читать и писать. Куда ж нам плыть? Вот несколько мнений.
Ирина Владимирова, мама двоих сыновей
— Я за запрет. Наблюдаю за детьми и вижу, как на перемене, вместо того чтобы общаться и бегать, они сидят и пялятся в гаджеты. Одноклассники сына без конца фотографируют друг друга и выкладывают в соцсети, пририсовывают друг другу ножки-рожки — и эта забава становится чуть ли не смыслом существования. Понимаю, насколько консервативен путь запретов, но и вижу, как велика проблема.
Валентина Ковалева, мама старшеклассницы
— Я категорически против запретов такого рода. Дети отвлекаются во время уроков? Но не в айфонах корень зла, а в профессиональной несостоятельности педагогов, не умеющих бороться за внимание детей. Школьники всегда на что-то отвлекаются — на телефоны, птичек за окном, даже, представьте, на собственные мысли. Заставить их сконцентрироваться с помощью запретов — как добиваться усидчивости битьем указкой. Надо учиться использовать технологии с пользой для дела, а не отметать их с порога.
Елена Арманова, психолог студии «Чайка»
— Авторитарный подход уже не работает с современными детьми, тут не запреты нужны, а компромиссы. Гаджет — просто инструмент, очень полезный и интересный. Задача нас, взрослых, — придумать, как его использовать в «мирных целях».
Айса Эрендженова, завуч элистинской школы
— Я скорее против такого нововведения. Взять у ребенка телефон и спрятать под замком? Но тут сама процедура и хлопотная, и неприятная, связанная с материальной ответственностью. Разве у учителя мало других хлопот? Из своего опыта знаю, что нередко школьники используют телефон как шпаргалку. Так я во время контрольных предлагаю ученикам выкладывать свои телефоны, и они соглашаются: это честно и правильно. А еще можно давать такие задания и вопросы для контрольных, которые невозможно подсмотреть в интернете.
Лидия Сиделева, аналитический психолог
— Вопрос про телефоны в школе на самом деле больше проблемы гаджетов. Сейчас школа переживает кризис идентичности: раньше школа была единственным источником информации, а теперь знание - это не обладание этой информацией, а навык критически её оценивать.
Учитель как хранитель информации не отвечает требованиям современного общества, и стать для ребёнка авторитетом он может только приняв новую реальность, где и учителю придётся стать тем источником информации, которому можно доверять.
На этапе индустриального общества в человеке ценились усидчивость, возможность быть звеном конвейера. Сейчас у нас общество потребления, где ценится креативность. Это всего лишь этап развития. В зрелой личности есть баланс между креативом и правилами. Дети сейчас гиперстимулированы обилием информации, и школа могла бы учить их справляться с этими избыточными стимулами и уметь тормозить и фокусироваться, то есть сместить фокус внимания с запоминания на методы общения с собой и другим.
Как видите, мнения разные, но в общем знаменателе простая идея: запретить айфоны школярам не получится, учителям надо увидеть в девайсах не врага, а союзника. Получится ли? Ответа пока нет.