Главная Культура 00:01 19 Мая 2023 6253
«Миссия людей культуры – поправлять штакетник»

Вячеслав Недошивин выпустил беспрецедентный литературный атлас Москвы

Дарья Ефремова
Фото Алексея Орлова из личного альбома писателя

Писатель, литературовед, автор нашумевшей биографии Джорджа Оруэлла выпустил поистине титанический труд, собрав в двухтомнике «Литературная Москва» более восьми тысяч адресов писателей, поэтов, критиков, чьими трудами складывалось здание русской словесности. Дома, где сочиняли, спорили, влюблялись и стрелялись, интересны не только экскурсантам: «каменная летопись» Вячеслава Недошивина восстанавливает тонкие нити культурных кодов и оживляет тени прошлого.

— Вячеслав Михайлович, охват вашего исследования поразителен: от протопопа Аввакума до Василия Аксенова. Как удалось найти и восстановить такое количество мемориальных мест?

— Это работа едва ли не целой жизни. Мне с молодости были безумно интересны все — от деда Брюсова, купца Бакулина, который издавал свои басни в уверенности, что ему, как и Крылову, поставят памятник, до так называемых малых классиков (Решетникова, Слепцова, Помяловского) и вовсе забытых литераторов вроде Марии Веги или какого-нибудь Салиаса-де-Турнемира, выпустившего, вообразите, 33 тома сочинений...

Или: знаете вы, например, где именно сгорел первый текст «Слова о полку Игореве», в каких стенах Мицкевич сватался к поэтессе Каролине Павловой, а в каких объявили сумасшедшим Чаадаева? Или: что за обстановка окружала Мартынова — убийцу Лермонтова, кого посещал в 1858 году Дюма и откуда Герцен с Огаревым поехали на Воробьевы горы? А разве не любопытно, где Чехов всегда покупал себе пенсне или что за обиталище было у Федора Миллера, автора стихов «Раз, два, три, четыре, пять — вышел зайчик погулять»?

Тысячи выписок и сверок, горы мемуарной и специальной литературы, изучение «с лупой» мелких примечаний к текстам. Я даже скупал последние тома собраний сочинений, которые подписчики не брали, ибо там были письма и, конечно, адреса.

— Как проснулся этот исследовательский интерес?

— Моя жена как-то удивилась: «Почему один съездит в Африку и после того пробросит: «Ну Африка как Африка, ничего особенного». А другой скатает в какие-нибудь Мытищи и два дня будет рассказывать, какие интересные вещи и людей увидел там». Загадка психологии? Или все-таки умение увидеть и поведать? Меня с детства водила мама по Ленинграду и говорила: здесь жил Пушкин, Лермонтов, а здесь, буквально в соседнем с нами доме, и сейчас живет Мариенгоф... А когда в 1965-м я служил в армии, то, прочитав одну из первых публикаций о Цветаевой, разыскал в увольнении ее дом в Борисоглебском (тогда еще называвшемся улицей Писемского). Если бы вы видели эту развалюху! Но я поднялся на второй этаж и позвонил в ту квартиру. Открыла через цепочку какая-то женщина и на мое лепетание: «Вот Цветаева... здесь...» отрезала: нет тут таких, не живут, не ходите сюда.

Так что моему «хобби» уже почти 60 лет! И лет 20, как я нашел один из последних адресов Марины Цветаевой, дом, где ухитрились в разные годы пожить (не зная, разумеется, об этом) и она, и, вообразите, Ахматова. Этого вам не расскажут литературоведы — не знают. Я говорю о квартире литературоведа Габричевского на Большой Никитской, где ныне Зоомузей. Когда Габричевский на лето 1940 года уехал из города, он пустил пожить в 13-метровой комнатке бездомную после эмиграции Цветаеву. И вдруг в воспоминаниях я встречаю упоминание, что уже в 1957 году в гостях у Габричевских чуть ли не неделю жила Ахматова. Мыслите?! Я нашел эту комнату на первом этаже, там ныне служебное помещение МГУ, и люди, которые там работают, предполагают, что и лампа под потолком, и кресло-развалюха сохранились с тех времен. Но там, увы, нет никакой памятной доски.

— По сути вы работаете на стыке краеведения и литературоведения?

— К краеведам себя не отношу. Разве что в связи с историей литературы. Вот, например, Мерзляковский переулок. Там жила возлюбленная Блока, его «Снежная маска» Наталья Волохова (дом 6), прозаики Пермяк (дом 7/2) и Солоухин (дом 9), сестра Цветаевой Анастасия (дом 18), да и сама Марина (дом 16/15). А кроме того, поэт и критик Сергей Бобров и его жена Нина Петровская, дочь Льва Толстого Александра, историк Владимир Адарюков, философ-космист Николай Федоров, почти забытые ныне поэт Александр Коваленский (троюродный брат Блока), прозаик Сергей Кельцев, драматург Федор Кокошкин.

Но почему Мерзляковский? Лезем в последний «Полный словарь названий московских улиц» Я.З. Рачинского (2011). Там поминается прежнее название: Мастрюков переулок. А дальше пишется, что современное, существующее с 1818 года — это «искаженное первоначальное», потому что домовладельца с фамилией Мерзляков «здесь не обнаружено». Так вот я, вообразите, нашел! Именно тут, на месте дома 13/3, жил с 1809 года знаменитый поэт, переводчик, критик, друг Жуковского и Карамзина, учитель Тютчева, Лермонтова, Вяземского, Лажечникова, Полежаева и скольких еще — Алексей Федорович Мерзляков, автор песни «Среди долины ровныя». И именно в 1818-м он достиг пика своей известности, когда двери его дома не закрывались, а самого его прозвали «властителем дум». Ну разве не открытие?

Подобных случаев было немало. Легко описать известный дом в Лаврушинском, где жила почти сотня поэтов и писателей, или «писательский квартал» у метро «Аэропорт». А вот найти место на улице Заморенова, где стояла усадьба Ушакова и его дочери Екатерины, к которой три года сватался Пушкин и приезжал к ней верхом («В те дни, как Пресненское поле / Еще забор не заграждал»). Или дом, где жила чеховская «Чайка», квартиру, где Пастернак пытался от любви покончить самоубийством, шалман, где застрелилась любовница Фадеева, дочь писателя Ляшко, — тут задача посложнее.

Я и сейчас, когда заканчиваю такой же двухтомник про Петербург, иногда по неделе ищу хотя бы один адрес. Допустим, Казимира Баранцевича, автора свыше сотни томов романов, повестей и пьес. Слышали о таком? А его сам Чехов выдвигал в «почетные академики».

Очень надеюсь, что двухтомник своей прикладной «социологической ролью» будет полезен для историков и литературоведов. Он ведь таит в себе бездну нового в науке о словесности, если говорить о ее топонимике, зарождении литературных направлений и манифестаций, формировании «товариществ писателей», наконец — изучении влияния на творчество множества газет и журналов, чьи адреса я также привожу. Тут дело не в тенях сгинувшего прошлого, а в тонких нитях культурных кодов, которые, может, и не определяют наше бытие, но точно формируют сознание.

— Во втором томе вы, кажется, впервые в мире приводите адреса литературных салонов — и Золотого пушкинского века, и Серебряного с телешовскими «Средами», и авангардного кружка Лили Брик, и андеграундных собраний Юрия Мамлеева...

— В этом томе, своеобразной энциклопедии литературной Москвы, я стремился не просто найти, кто где жил, а определить и участников их литературных собраний. Но главное — меня интересовал не просто «гений места», а содержание разговоров собравшихся, их судьбы, победы и трагедии. Я как бы вновь сажал их в кружок и исподволь расспрашивал — как все было на самом деле. У дуэли Гумилева и Волошина было два свидетеля — и оба вспоминают о ней по-разному. А как было вживе? Мандельштама арестовали, но за то ли, что ему приписывают ныне исследователи? А отношения Ахматовой и Сталина? Не он ли «спас» ее от тюрьмы, когда Абакумов принес вождю на подпись ордер на ее арест?

— Ощущаете ли вы свой многолетний труд как некую миссию? Ведь до вас с такой систематичностью этого не делал никто.

— Нет, ну что вы. Просто когда человеку что-то очень интересно, это обязательно будет интересно и другим. Вот что было мотивацией. А подспудной целью — желание превратить «безымянные» ныне дома в дома Кантемира, Сумарокова, Толстого, Тургенева, Ходасевича, Белого, Платонова, Булгакова, Ахмадулиной, Бродского... И чтобы, как ордена, множились на московских домах мемориальные доски.

Что же до миссии, то она у нас, людей культуры, общая — поправлять штакетник. Помните, у Вампилова в пьесе девочка раз за разом поправляет заборчик, через который люди, сокращая путь, ходят и ломают его? Ей говорят — брось! Но она вновь и вновь молча исправляет сломанное. Назло варварской привычке. И — ради сохранения в себе человека.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9486
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7184
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?