Главная Культура 14:04 19 Мая 2015 1353
Триколор взметнулся над Атлантикой

На Каннском фестивале запахло русским духом

Екатерина Ченчиковская, Канны

Может быть, в каннском конкурсе в этом году и нет российских картин, но без русского языка и мотивов отечественной классической литературы снова не обошлось. То в японском фильме «Наша сестренка», пусть с другими именами и временем, воспроизведут почти дословно сцены из «Дяди Вани» и «Вишневого сада» — продать имение, вырубить цветущие деревья, — то в португальской картине «Тысяча и одна ночь», сатире на «антикризисную» европейскую программу всеобщей экономии, взметнется над толпой российский триколор: и не на демонстрации какой-нибудь, а... в сцене массового заплыва «моржей». Наши любители зимнего плавания, с флагом в руках, добрались, получается, и до Атлантики!

Но прежде всего, конечно, не прошел мимо русской темы Вуди Аллен. В его «Иррациональном человеке», представленном на фестивале вне конкурса, главные герои, университетский преподаватель и студентка, зачитываются Достоевским. Причем «Преступление и наказание» фигурирует здесь не только в качестве настольной книги, но и как улика: по сюжету в фильме происходит убийство, и знакомство с историей Раскольникова для персонажей — веская основа для подозрений. У Вуди убийца, как персонаж Федора Михайловича, тоже подводит под совершенный акт целую философскую базу — пусть режиссер и подает образ горе-экзистенциалиста в исполнении актера Хоакина Феникса с иронией.

Русские фразы и колыбельная звучат в режиссерском дебюте Натали Портман «Песнь любви и тьмы»: это экранизация автобиографического романа Амоса Оза, а мама израильского писателя, которую проникновенно сыграла сама Портман, была родом из Ровно. В фильме прочувствованно рассказана история иммигрантки, чья мечта о жизни в новой, собственной стране вроде бы сбылась, но счастья не прибавила.

Наконец, один из лучших пока что по оценкам критиков фильм конкурса, «Сын Шаула» венгра Ласло Немеша, — инспирирован, по признанию самого режиссера, картиной Элема Климова «Иди и смотри». Впрочем, родство между этими произведениями отнюдь не бросается в глаза. Немеш сделал кино с точки зрения еврея — члена зондеркоманды в Аушвице.

Кадр из фильма венгра Ласло Немета «Сын Шаула», навеянного картиной «Иди и смотри» Элема Климова

Режиссер в предисловии счел нужным объяснить публике, что такое зондеркоманда, а то современное поколение может и не знать. Это такие же узники, обреченные нацистами на уничтожение в концлагере, только протягивающие на несколько месяцев дольше, из-за работы. Под дулами автоматов, под тычки и окрики они собирают одежду и ценности с вновь прибывших партий заключенных, заводят голых людей в газовые камеры, затем уносят трупы к печам, отмывают пол, увозят пепел. Авторы сознательно показали лагерь как налаженное конвейерное производство, фабрику смерти, где люди низведены до механизмов. Группа Немеша строила сценарий на подлинных свидетельствах, оставшихся со времен Второй Мировой. И мы, зрители, будто глядим из-за плеча героя, Шаула. Смотрим прямо перед собой, мимо мертвых и еще живых, почти не реагируем на происходящее, сосредоточенные на механических действиях. И слышим мы то же, что персонаж в кадре — смесь разных европейских языков, реплики украдкой о какой-то возможности достать некие документы и оружие, подготовить восстание и побег (заводилы последнего, кстати, говорят по-русски), или украдкой пронести фотоаппарат и из-за угла сфотографировать геноцид в действии, все следы которого нацисты так стараются отдраить. Досконально выстроить цепь событий вне смертоносного конвейера не представляется возможным, но сам прием съемки дает потрясающий эффект вовлеченности, присутствия на месте событий. Мы, впрочем, понимаем, что Шаул в какой-то момент задумал устроить подобающие похороны хотя бы для одного еврейского мальчика. Он выкрал труп и отчаянно ищет раввина среди зондеркомандеров и вновь прибывающих. И говорит, что мальчик, мол, его сын — вряд ли это правда.

Фильм Ласло Немеша — единственный дебют в основном конкурсе, но отнюдь не выглядит ученическим. Ласло работал ассистентом у очень чтимого в фестивальных кругах венгерского режиссера Белы Тарра, снял несколько короткометражек, отмеченных на международных кинофорумах. У него есть собственный голос, свой стиль и творческая смелость. Не видя картины, трудно себе представить, что можно сделать вот такое художественное кино, словно бесстрастный и одновременно вопиющий документ, подшитый к досье. И если у жюри возникнет желание дать фильму приз, то не придется предполагать, что награждают из-за темы. Дело в подаче, филигранно сдержанной. Подкупает и приверженность автора к классической, не цифровой технологии — его кино, что по нынешним временам редкость, снято на пленку.

Ну, а самым крупным провалом фестиваля пока что можно считать «Море деревьев» (или «Лес», The Sea of trees) американского режиссера Гаса Ван Сента с Мэтью Макконехи в главной роли.

Присутствие Мэтью Макконэхи в фильме Гаса Ван Сента «Море деревьев» не спасло эту ленту от нижайшего рейтинга

У обоих в фильмографии есть ленты, удостоенные «Оскаров» и фестивальных призов, но совместная работа из каннского конкурса вышла неудачной. Фильм — об ученом, который после смерти жены решил покончить собой, погуглил в интернете и узнал, что «самым прекрасным» и популярным местом для самоубийства является лес у подножия Фудзиямы. Доехав до японского природного заповедника и оказавшись в экстремальных условиях (ливень, сель, холод, камнепад и прочее), тепличный американец понял, что инстинкт самосохранения работает у него куда лучше, чем он думал. Однако процесс нового обретения вкуса к жизни показан в картине слишком в духе «мыльной оперы», топорно и шаблонно. В результате у «Леса» нижайшая оценка в рейтинге критиков, 0,6 балла из 4-х возможных. На показе фильм освистали и одарили криками «бу-у-у». «Каждый имеет право на освистывание, как и на овацию», — заметил Мэтью Макконехи, когда его спросили, не обидел ли актера такой прием. Правда, разочарование касается лишь фильма. Самих создателей, и Мэтью прежде всего, встретили тепло, просили, как и у других звезд, автографы и возможность сделать «селфи» в компании со звездой.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9508
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7201
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?