16 декабря крупнейший композитор современности Родион Щедрин отметил свое
С размахом организованный филармонический цикл стал настоящей ретроспективой наследия Щедрина, представившей всю палитру его творчества. «Он всегда был новатором в музыке и не опасался публично демонстрировать свою полную поддержку любым отклонениям от официального советского музыкального курса», — сказал о Щедрине Мстислав Ростропович, которому посвящена «Стихира на тысячелетие крещения Руси». Эта величественная оркестровая фреска стала впечатляющим открытием фестиваля.
Внимание к историческому прошлому и переосмысление его — одна из главных тем творчества Щедрина, в особенности его оркестровой музыки, составившей основу программ филармонического фестиваля. Приоритет симфоническим жанрам был задан на концерте-открытии: в исполнении Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева прозвучали Concerto parlando для скрипки и трубы с оркестром (солисты: Павел Милюков и Владислав Лаврик), Третий концерт для оркестра с исчерпывающим названием «Старинная музыка российских провинциальных цирков» и легендарный Первый оркестровый концерт «Озорные частушки». Несмотря на известность, с каждым новым прочтением в музыке Щедрина открываются новые смыслы, подтексты. Это ее удивительное качество. Как удивительны и многие повороты судьбы композитора.
Стать музыкантом Щедрину, казалось, было предопределено: его дед был православным священником в Алексине, и дорогу к его приходу называли «щедринкой», а отец — музыкантом-самородком, окончившим Московскую консерваторию. Родион успешно начал занятия музыкой в Центральной музыкальной школе, но помешала Великая Отечественная война, на фронты которой несовершеннолетний Щедрин дважды сбегал. После чего был почти решен вопрос о его поступлении в Нахимовское училище в Петербурге. Но в
Если концерт — открытие филармонического фестиваля стал парадом признанных шедевров, то второй вечер, 21 декабря, познакомит с одной из трех премьер фестиваля. Впервые в России прозвучит «Гейлигенштадское завещание Бетховена» — симфоническое произведение для состава оркестра времен Бетховена, осовремененное авангардными средствами выразительности. Остальное в предстоящей программе — признанные шедевры. Породивший в
END: