Юбилей рыцаря музыки

16 декабря в Концертном зале имени Чайковского открылся фестиваль, посвященный юбилею Родиона Щедрина

16 декабря крупнейший композитор современности Родион Щедрин отметил свое 80-летие. В этот вечер в Концертном зале имени Чайковского открылся масштабный фестиваль, который Московская филармония проводит к юбилею композитора.

С размахом организованный филармонический цикл стал настоящей ретроспективой наследия Щедрина, представившей всю палитру его творчества. «Он всегда был новатором в музыке и не опасался публично демонстрировать свою полную поддержку любым отклонениям от официального советского музыкального курса», — сказал о Щедрине Мстислав Ростропович, которому посвящена «Стихира на тысячелетие крещения Руси». Эта величественная оркестровая фреска стала впечатляющим открытием фестиваля.

Внимание к историческому прошлому и переосмысление его — одна из главных тем творчества Щедрина, в особенности его оркестровой музыки, составившей основу программ филармонического фестиваля. Приоритет симфоническим жанрам был задан на концерте-открытии: в исполнении Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева прозвучали Concerto parlando для скрипки и трубы с оркестром (солисты: Павел Милюков и Владислав Лаврик), Третий концерт для оркестра с исчерпывающим названием «Старинная музыка российских провинциальных цирков» и легендарный Первый оркестровый концерт «Озорные частушки». Несмотря на известность, с каждым новым прочтением в музыке Щедрина открываются новые смыслы, подтексты. Это ее удивительное качество. Как удивительны и многие повороты судьбы композитора.

Стать музыкантом Щедрину, казалось, было предопределено: его дед был православным священником в Алексине, и дорогу к его приходу называли «щедринкой», а отец — музыкантом-самородком, окончившим Московскую консерваторию. Родион успешно начал занятия музыкой в Центральной музыкальной школе, но помешала Великая Отечественная война, на фронты которой несовершеннолетний Щедрин дважды сбегал. После чего был почти решен вопрос о его поступлении в Нахимовское училище в Петербурге. Но в 1945-м будущий композитор поступает в только что открытое Свешниковское хоровое училище и понимает, что его призвание — музыка. Позже в Московской консерватории еще колеблется, кем стать — пианистом или композитором, но все решает успех «Озорных частушек»: автора этого концерта — студента четвертого курса принимают в Союз композиторов даже без заявления.

Если концерт — открытие филармонического фестиваля стал парадом признанных шедевров, то второй вечер, 21 декабря, познакомит с одной из трех премьер фестиваля. Впервые в России прозвучит «Гейлигенштадское завещание Бетховена» — симфоническое произведение для состава оркестра времен Бетховена, осовремененное авангардными средствами выразительности. Остальное в предстоящей программе — признанные шедевры. Породивший в 1969-м как восторги, так и порицания Концерт для поэта, хора и оркестра «Поэтория», написанный в содружестве c Андреем Вознесенским на его стихи, и сегодня впечатляет самобытными звучаниями и гражданским пафосом. В связи с этой работой Вознесенский назвал Щедрина «великим мастером, рыцарем искусств, хранителем ордена профессионализма». С Госоркестром имени Светланова, хорами имени Свешникова и Московской консерватории в роли чтеца, исполненной некогда самим Вознесенским, выступит Евгений Миронов. Давно полюбившийся слушателям шедевр — Второй оркестровый концерт «Звоны». А соединяющий академическую традицию с фольклорной романс в народном стиле «Таня-Катя» — образец стиля, на котором стоит воспитывать вкус всем современным авторам.

END: