Главная Культура 00:03 18 Декабря 2012 136
Родион Щедрин: В музыке старости не бывает

Знаменитый композитор в шутку называет себя «придирастом», но придирчив он прежде всего к собственному творчеству

Мария Бабалова

В эти дни в двух столицах, Москве и Петербурге, проходит фестиваль музыки одного из самых знаменитых русских композиторов ХХ века — Родиона Щедрина, посвященный 80-летию современного классика. Исполнять сочинения Щедрина всегда почитали за честь лучшие мировые музыканты, поэтому ожидается настоящий звездный дождь. Найдя несколько свободных минут в празднично-фестивальном цейтноте, виновник торжества пообщался с корреспондентом «Труда».

— Родион Константинович, вам по душе юбилейные хлопоты?

— Конечно, хотя это и тяжелая ноша. Множество встреч, репетиций, концертов. Но я уверен, каждый мой коллега-композитор был бы счастлив получить такой роскошный подарок, как этот фестиваль, который организован Московской филармонией с исключительным дружелюбием ко мне. И безмерно благодарен выдающимся музыкантам наших дней — Михаилу Плетневу, Владимиру Юровскому, Валерию Гергиеву и их оркестрам за то, что они не оставляют без интереса плоды моего композиторского труда.

— В такого рода фестивале всегда чувствуется какая-то итоговая нотка...

— Итоги я подводить не люблю и не буду. После того, как я мучительно пережил midlife crisis — кризис середины жизни, потратив уйму сил на переживания и на преодоление этой депрессии, я осознал: надо жить днем сегодняшним, а Господь Бог и время все рассудят, расставят по своим местам.

— Самое новое ваше произведение, которое прозвучит на нынешнем фестивале, — это драматическая сцена «Клеопатра и змея» для женского голоса и симфонического оркестра, которую вы написали для Анны Нетребко. Но почему она так и не спела ни мировую премьеру в Зальцбурге, ни потом в Нью-Йорке? Не будет ее и сейчас в московском и петербургском исполнениях.

— «Клеопатру» я написал по заказу Троицкого фестиваля в Зальцбурге, которым руководит знаменитая Чечилия Бартоли. Идея этого сочинения принадлежала ей. Она захотела, чтобы современный композитор, вслед за Генделем, написал произведение, посвященное Клеопатре (опера Генделя «Клеопатра» — одна из жемчужин репертуара Бартоли. — «Труд»). Когда меня озадачили этим сюжетом, я поднял брови. Но вспомнив, что у Пастернака есть перевод Шекспира, на мой взгляд, конгениальный, я успокоился и написал... Конечно, я бы очень хотел, чтобы Аня спела мою «Клеопатру». Когда я писал, я рассчитывал именно на ее голос и индивидуальность. И она знала об этом. У нее был подписан контракт с Зальцбургом. И она уже начала учить. Но святая правда, в те дни она заболела и была вынуждена отменить не только это выступление, но и многие другие.

— Сегодня вы предпочитаете работать под заказ?

— По-разному. Но на сегодня у меня много заказов, до 2015 года. Я считаю, в музыке старости не бывает. Бывает беспомощность, но, надеюсь, она меня еще не посетила. А заказ — это вовсе не кандалы, не наручники, а лишь взаимное обязательство сторон во времени и пространстве, которое меня дисциплинирует. Профессия — это если своим делом ты способен прокормить свою семью. Речь о самом элементарном. Самолеты, яхты и дворцы покупать не обязательно.

— Сакраментальный вопрос для нашего времени: вы пишете по старинке, что называется, скрипя пером о бумагу или пользуясь высокими технологиями, с помощью компьютера?

— Нет, рукописно, в исконном понимании этого слова. Я противник прогресса в таких интимных делах, как творчество. Техника жестоко утилизирует мир. Это игрушка для ленивых, когда за тебя многое, почти все делает машина. Мир сегодня становится не только удобнее для жизни, но и примитивнее. Хотя в повседневности не отрицаю прогресса. Я вполне активный компьютерный пользователь. Сегодня без этого никак нельзя.

— Родион Щедрин, написавший в 1957 году музыку к фильму «Высота» и, например, оперу «Очарованный странник» 45 лет спустя, — это разные композиторы?

— Один, но в разных костюмах. Но могу признаться, мне оба костюма нравятся... Недавно меня ожидал очень приятный сюрприз. Я совсем забыл о своей работе. В 1962 году я написал музыку для экспериментального по тем временам фильма Сергея Юткевича «Баня», где великий Аркадий Райкин со своей дочкой Катей соседствуют с мультипликацией замечательного художника Льва Збарского, который уже давно живет и работает в Нью-Йорке. К сожалению, судьба этой картины не сложилась. И вдруг сейчас этот фильм «воскрес» благодаря немцам, которые сделали к нему немецкие субтитры и выпустили диск. Я посмотрел и был ошарашен: сколько там искрометного юмора, разных выдумок и колористического богатства. Я понял, что этот фильм тогда просто опередил свое время. И у него возможна вторая жизнь.

— Уже совсем скоро вторая сцена Мариинского театра должна открыться премьерой вашей оперы «Левша». Расскажите, пожалуйста, об этой работе.

— Лесков — один из самых моих любимых авторов. «Левша», как и «Очарованный странник», — из тех сюжетов, что жгут меня всю сознательную жизнь. Я считаю, что «Левша» — абсолютно гениальное произведение. Это притча — жанр, для оперы, по-моему, исключительно подходящий. Лесков предсказал нашу жизнь далеко вперед. Посмотрите вокруг, Россия до сих пор живет по Лескову. Но работу над оперой я еще не закончил. На данный момент написано только три четверти партитуры, а задумана опера в двух очень больших актах. Вообще Лесков настолько созвучен моей душе, что могу говорить об этой опере 24 часа в сутки, это как рассказывать о любимой женщине.

— Откройте секрет вашего феноменального союза с Майей Плисецкой, который опровергает расхожее мнение о том, что талантливый человек по своей природе всегда одиночка...

— Мы ровным счетом ничего для этого не делаем искусственно. Может, поэтому нам и удается наш союз. Познакомила нас легендарная возлюбленная Маяковского — Лиля Брик, а соединил — Бог. Мы созданы друг для друга. Нам ни секунды не бывает тоскливо, если мы вместе. Вот недавний пример. 20 ноября — день рождения Майи Михайловны. Но на самом деле она родилась 19 ноября в 23.30. Так вот именно к этому времени мы отправились с ней в один из ночных баров Мюнхена и здорово посидели-выпили, без друзей и суеты. Мы вместе уже 55 лет, и нам безмерно хорошо вдвоем.

— Вы по-прежнему живете в Германии?

— Да. Но я родину не покинул и ей не изменил. Если я даже буду заставлять себя не быть русским, я не смогу. У меня русская ментальность, русская биология, культура, язык. Я так счастлив, что могу давать интервью, говорить по-русски, я очень устал говорить то по-английски, то по-немецки. Просто, получив возможность свободы передвижения, я стал выбирать место и форму бытия в зависимости от того, как мне наиболее удобно работать. Сегодня моя профессиональная жизнь в большей степени связана с Германией. И мои авторские права тоже охраняют германские агентства. Мой издатель последние 20 лет — Schott Music. Хотя все советские композиторы, так исторически было заведено, «принадлежат» другому немецкому издательству — Hans Sikorski. Это Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Шнитке, Кабалевский, Губайдуллина... Но как только перестройка сотрясла мир, я воспользовался моментом и поменял издателя. Schott — это Бетховен, Рихард Штраус, Шуман, Орф, Пендерецкий. И к моему юбилею они тоже постарались приготовить мне что-то приятное — выпустили каталог моих произведений, написанных за последние годы. И сделали это очень красиво с фирменной немецкой дотошностью. Я посмотрел, получилось 79 сочинений. Так что я в полном порядке.

 

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9574
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7238
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?