Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга арестовал на два месяца предполагаемого администратора одной из «групп смерти» в соцсети «ВКонтакте» Филиппа Будейкина по делу о подстрекательстве подростков к самоубийству... Самое страшное, что сегодня в этой новости мы не видим ни гиперболы, ни литературщины — лишь обыденность.
По данным следствия, 21-летний юноша Будейкин — один из тех уродов, кто ведет в Cети активную пропаганду суицида среди подростков, причем весьма эффективно. Сейчас следователи проводят обыски в 10 регионах России: Краснодарском крае, республиках Коми, Башкирии, Московской, Волгоградской, Воронежской, Тульской, Кемеровской, Новосибирской и Омской областях. По данным СК, в соцсети за 2,5 года было создано несколько виртуальных сообществ, где детей открыто агитировали за добровольный уход из жизни. Именно в этих регионах 15 подростков совершили самоубийства, еще пятеро не довели их до страшного конца.
По менее официальным данным, сетевые провокаторы собрали куда более жуткую жатву. С ноября 2015-го по апрель 2016-го журналисты насчитали 130 случаев суицида среди детей — членов так называемых групп смерти. В названиях этих групп обязательно присутствует слово «кит»: «Киты плывут вверх», «Белый кит», «Китовой журнал»...
Новость про арест Будейкина явилась сразу вслед за дикой историей, случившейся в псковском поселке Струги Красные, где 15-летние мальчик с девочкой, обидевшись на близких, затеяли пальбу по полицейским, прибывшим их увещевать, а затем застрелились. Не очень, правда, понятно, почему на контакт с подростками пошел не психолог-переговорщик, а выдвинулись румяные молодцы из Росгвардии, явно не обученные разговорам по душам.
А до этого была тошнотворная история с живодерками из Хабаровска. И уж бесконечным сериалом стали видеоролики, где подростки избивают и унижают своих сверстников.
После очередной душераздирающей истории люди умные и взрослые ищут причины и виновных. Но и без них понятно: с нашими детьми что-то не так. С удивительной легкостью они мучают друг друга, «торчат» на ставшей сверхдоступной наркоте, играючи уходят из жизни... И не особо парятся в поисках смысла этой самой жизни.
Речь о том поколении, что родилось в разгар 90-х, когда их родители зубами цеплялись за возможность выжить, вырваться из морока подлого времени. Ишачили на трех работах, мотались по миру с полосатыми сумками. И все только ради одного: чтобы их дети выросли сытыми и в тепле, чтобы у них «все было»... И вот они выросли, и все у них есть: гаджеты, шмотки, море информации в интернете. Но нет чего-то очень важного, что не успели вложить родители в эпоху борьбы за выживание. Из-за нее, проклятой, детям 90-х досталось чуть меньше нашего внимания, чуть меньше любви, чуть меньше времени. И вот вроде бы здоровые, красивые и не идиоты, они существуют без какого-то очень важного внутреннего стержня. Без важной прививки, без которой их так легко склонить на мерзость, жестокость и даже на самоубийство.
Наверняка есть и другие объяснения. Но именно это — главное.