У моей близкой подруги в Киеве живет сестренка, уехала туда за мужем-украинцем лет 25 назад. А до этого работала в Москве в престижной британской компании Shell, потому как очень толковая барышня. В последние годы они практически не общались. Подруга жалуется: «Позвонишь ей по «Скайпу», а экран слепой, только голос за кадром. На вопросы отвечает односложно, обвиняет Россию во всех грехах, ну и меня заодно. А как началась спецоперация, вообще перестала отвечать на звонки, хотя звоню ей теперь сто раз на дню...»
Между прочим, в сестренках нет ни русской, ни украинской крови, и язык родной — татарский. Они отлично знают, что должно бы их хоть как-то объединять в «непростые времена». Но нет, не получается, ведут гражданскую войну.
Историй, когда в семьях не могут прийти к общему знаменателю по поводу событий на Украине, масса. Вот ведь вроде бы в одной квартире живут, из одного холодильника едят, один телик смотрят, в интернете одни и те же репортажи читают...
И тут еще и «Фейсбук» с «Инстаграм» заблокировали, а во «ВКонтакте» совсем не такой удобный интерфейс. В «Фейсбуке» люди отводили душу, писали порой такие «милые глупости», что я постоянно вычищала своих «друзей»; хотелось, чтоб мой аккаунт был клубом по интересам. А какой клуб, куда вхожи 5 тысяч человек?! И вот пока я банила откровенную чушь и матерщину, колесо истории круто повернулось, и он взял и забанился сам. Так что отпал не только коллективный раздражитель, но и коллективный психотерапевт. А между тем такой терапевт нужен. Неслучайно, наверное, за последние пару дней я получила несколько предложений пообщаться за чашкой кофе, обсудить житье-бытье. Так, глядишь, еще и письма бумажные начнем друг другу писать, если, конечно, почта работать будет.
Сегодня другая моя приятельница, много меня моложе, сказала, что разругалась с отцом на почве Украины и потому ушла ночевать к бабушке, с которой проговорила за жизнь до двух ночи. Бабушке 94 года, она профессор медицины, еще пару лет назад учебник написала «о чем-то там в носу». А ночью внучке с грустью сказала: «Знаешь, я, наверное, свое уже отжила. Заставляю себя чем-то интересоваться, делать зарядку, выходить гулять в парк, но...»
А я от такого признания чужой бабули пришла в восторг. Это, может, лучшее, что произошло за последние дни вокруг меня. Я всегда была неравнодушна к пожилым людям, сохранившим волю к жизни. Их пример вдохновляет, дает импульс. Черт возьми, думаешь ты, жизнь-то одна, нельзя киснуть! Тебе повезло родиться не где-нибудь в Донбассе, где у людей тоже одна жизнь, которой им давно уже не дают жить по-человечески. А у тебя вон парк под окном, где пока не стреляют.
И вот в рифму с бабушкой-профессором: в Москву на «Нуреевские сезоны» приехала знаменитая греко-итальянская дива Лиза Сотилис (на фото). Скульптор, дизайнер, ювелир, меценат. Обладательница десятка престижных наград: национальной премии Микетти (1958, 1959, 1960, 1962), приза Рамазотти (1961), золотой медали Академии Каррары (1961), золотой медали президента Итальянской Республики. Лиза Сотилис, водившая знакомство с Пикассо и Сальвадором Дали, Джорджо де Кирико, Энди Уорхолом и Рене Магриттом. Рудольфу Нурееву, когда тот приезжал танцевать в Милан и останавливался в ее доме, она наливала две ванны с шампанским — для расслабления мышц после спектакля, такие были обыкновения...
В Россию Лиза привезла свою работу — бронзовый торс Нуреева: он ей позировал. «Сезоны» начались 12 марта, кульминация была в Уфе 17 марта, в день рождения Рудольфа Нуреева, а теперь праздник продолжат в Казани.
Видели бы вы эту самую Лизу! Чтобы представили: это наш «модник» Александр Васильев со всеми его прибамбасами в одежде, только много ярче и круче. Она в первый же день посетила уже мастерскую Церетели, побывала на просмотре ретрофильма «Венеция. Карнавал. Любовь», в котором снимался ее друг Руди Нуреев, понятно, гуляла по Москве... И да, Лизе 89.
Какой же нужно иметь интерес к жизни, к людям, какую волю, чтобы в пандемию, при всех этих санкциях против России прибыть-таки на родину Руди?
И знаете, эта Лиза Сотилис сделала мой день.