Главная Культура 00:15 18 Февраля 2014 3397
От ее карьеры дух захватывает

24-летняя Юлия Лежнева стремительно идет к мировой славе

Сергей Бирюков

От взлета ее карьеры захватывает дух так же, как от ее изумительного моцартовского сопрано. В 17 лет уроженка Сахалина, воспитанница колледжа при Московской консерватории Юлия Лежнева — уже дважды лауреат Гран-при конкурсов Елены Образцовой. Затем — учеба в Англии, выступления с крупнейшими дирижерами — знатоками старинной музыки, сотрудничество с Зальцбургским фестивалем и ансамбль с самим Пласидо Доминго. Притом Юля верна и родной публике, а у сегодняшнего концерта в Большом зале Московской консерватории — особый смысл: это ее возвращение с сольной программой на главную музыкальную площадку страны.

— Что споете?

— В первом отделении — арии из опер Вивальди и Генделя. А во втором — мой любимый мотет «Exsultate, jubilate» Моцарта. Мне это кажется интересным — проследить, как от барокко музыка за довольно короткий срок развилась до венского классицизма. Этой же идее посвящен и мой диск «Аллилуйя» с Il Giardino Armonico (знаменитый итальянский оркестр старинной музыки, руководимый. Джованни Антонини. — «Труд»).

— О той вашей пластинке мы говорили год назад, когда она вышла. Что яркого с тех пор произошло?

— Было много ответственных выступлений. Только что я вернулась из турне, где мы с потрясающим контратенором Филиппом Жарусски и замечательным оркестром Barrochisti под управлением Диего Фасолиса исполняли «Stabat Mater» Перголези. Одновременно вышел и наш диск. Помню, что в амстердамском зале «Консертгебау» поставили дополнительно 300 мест, и нас слушали 2100 человек — очень редкое для этой площадки событие. Во время исполнения возникла какая-то неземная атмосфера, весь зал будто дышал вместе с нами, в паузах моментами тишина была даже устрашающая. Я видела, как многие плакали при звуках этой прекрасной музыки, потом стоя аплодировали. Такой же прием был в Эссенской филармонии, фестивальном театре Баден-Бадена, в Люцерне. После концертов — долгие автограф-сессии. Филипп — чудный человек, очень тонкий музыкант, находящийся на пике своей карьеры, ажиотаж вокруг него просто неописуем (в Москве его концерт с огромным успехом прошел в прошлом сентябре. — «Труд»).

В музыкальном отношении, наверное, вот это самое главное. Но и помимо этого турне было множество концертов. Я дебютировала в партии Розины (в «Севильском цирюльнике» Россини. — «Труд») в Театре Елисейских полей под управлением изумительного дирижера сэра Роджера Норрингтона, также выступала в Вене, Париже и Амстердаме в партии Роксаны в опере «Алессандро» Генделя. Обе оперы звучали в концертном виде, но партии насколько обширные, что я ощутила какой-то новый для меня этап. Партия Роксаны невероятно насыщенная — там шесть арий, помимо всех ансамблей и речитативов, и абсолютно разные эмоциональные краски — радость, ревность, горе и в конце концов счастье, когда Александр выбирает Роксану и женится на ней. Музыка сложная, но вокально невероятно удобная для моего голоса. Очень надеюсь когда-нибудь исполнить эту оперу и в Москве, может, даже в русском театре в сценической постановке.

— Год назад вы увлеченно рассказывали о Чечилии Бартоли, Томасе Квастхофе и других великих вокалистах, у которых проходили мастер-классы. Но разговор как-то обошел вашего главного учителя — английского тенора Денниса О’Нила.

— Деннис О’Нил фантастически одарен и как педагог, и как певец: он до сих пор в прекрасной вокальной форме. Прославившись прежде всего как исполнитель вердиевских опер, Деннис преподает любые стили — от барокко до позднего веризма. Проводит много открытых уроков, когда все студенты в классе, и часто студент сам понимает и исправляет свои ошибки. Меня он опекал с самого начала просто как родной отец. Нанял учительницу английского (я практически не говорила, когда приехала учиться в сентябре 2009 года), подстраивал время занятий под мои возможности. Если я, например, чувствовала, что не могу в какой-то день петь, он не заставлял это делать. А главное преимущество его школы — наверное, то, что Деннис постоянно приглашает своих друзей и коллег — великих дирижеров, певцов, пианистов-концертмейстеров, которые приезжают давать мастер-классы. Так мне довелось увидеться с Ричардом Бонингом, Кири Те Канавой, Иляной Котрубас... Кири приезжала дважды и во второй раз сказала, что я сильно выросла за год. А потом Деннис сообщил мне, что Кири хотела бы представить меня в Альберт-Холле на церемонии Classical Brits — это была невероятная удача.

Последний раз мы с Деннисом виделись летом 2012 года, но периодически созваниваемся. Очень хочу музицировать с ним вместе, хотя это сложно организовать: времени катастрофически не хватает, к тому же из Москвы в Кардифф, где он живет, непросто добраться — нет прямых рейсов. Рассчитываем на Лондон: у Денниса 6 мая будет прощальный песенный вечер в Уигмор-Холле, а у меня на следующий день концерт в Барбикан-Холле с Il Giardino Armonico. Очень надеюсь построить свой график в будущем так, чтобы продолжить навещать Денниса.

— Не случалось, что требования ваших многочисленных педагогов — тех же Бартоли, Квастхофа, Те Канавы, — противоречили друг другу, и вам приходилось совершать трудный выбор?

— Не припомню такого. Квастхоф был очень резок со мной поначалу, но думаю, что совершенно справедливо. Когда в августе 2009 года (мне было 19 лет) я первый раз спела ему, он сказал, что эти произведения мне брать рано, поскольку голос должен звучать максимально естественно в соответствии с возрастом, а в идеале — моложе (даже значительно моложе), чем есть ты сам. Но уж точно не старше. Для меня это стало важным открытием, с тех пор я очень требовательна к себе в этом отношении.

— Из дирижеров в вашей жизни особую роль сыграли два — Марк Минковский и Джованни Антонини. Как понимаю, один — более для Баха и Моцарта, другой — для Вивальди и Россини?

— В прошлом году я больше выступала с Джованни — мы ведь записали диск («Аллилуйя») и ездили в тур. В этом году Il Giardino тоже встречается в моем расписании чаще. Но дело в том, что Марк Миновский сейчас очень много дирижирует в самых разных стилях, даже оперы Вагнера, он везде нарасхват. С Марком мы виделись на 30-летнем юбилее его оркестра «Музыканты Лувра» в Париже в зале Плейель — это был чудесный вечер, Марк подобрал потрясающую программу полностью из произведений Моцарта, выступили чуть ли не самые известные певцы мира — тот же Филипп Жарусски, Вероник Жанс, Мирей Делюнш, Анна Бонитатибус, Анн-Софи фон Оттер, Соня Йончева.

— Вы неоднократно пели «Тамерлана» Генделя с Пласидо Доминго.

— Мы очень тепло общались, особенно после второго спектакля, за ужином он интересовался моими планами, представил меня своей жене Марте и юристу Дону Францену. Конкретных идей на будущее пока не было, но вполне вероятно, что нас снова сведет какая-то барочная опера — Доминго хоть и редко еще, но все определеннее идет к этой музыке. И звучит она у него прекрасно в стилевом отношении. У Генделя тенора в основном баритональные, а колоратур очень мало, поэтому многие генделевские роли дону Пласидо в вокальном отношении подходят. Я в полном восхищении от этого человека. Он гениально одарен, притом на репетициях ведет себя непосредственно, как студент, всегда энергичен, внимателен, отзывчив. А посмотрите его расписание — он же невероятно много выступает и как певец, и как дирижер.

— Были в вашей жизни встречи со сравнимыми по масштабу личностями?

— Наверное, нет. Хотя помню, как с Мишей Антоненко (пианист и друг Юлии. — «Труд») около двух часов ждала автографа пианиста Григория Соколова после его сольного концерта в Зальцбурге. Игру его не описать никакими словами. Было шесть бисов! Мне кажется, Соколов — тоже титан, человек не от мира сего, на нем печать гения.

— Читал, что среди ваших партнеров — хоровой дирижер Минин, певица Нетребко...

— С Владимиром Николаевичем я дебютировала в Большом зале консерватории, исполняя «Реквием» Моцарта. Мне было 16 лет, и это осталось незабываемым впечатлением. Он был невероятно добр, снисходителен ко мне, и у него фантастическая энергия. С Анной Нетребко я участвовала в концертном исполнении «Иоланты» в Зальцбурге. Идея была в том, чтобы в первом отделении выступили молодые певцы, а во втором — зрелые исполнители. Для молодых выбрали «Соловья» Стравинского; главную партию предложили мне, но в итоге я исполнила Кухарочку, так как у «Соловья» для моего голоса слишком высокая тесситура, и его спела наша замечательная Юлия Новикова. В «Иоланте» Чайковского мне досталась партия Бригитты, а главной героиней была, понятно, Анна. Помню, когда она запела на первой репетиции, хотелось окунуться, полностью погрузиться в этот звук — какой-то невероятно теплый, сладостно-медовый. Покорил зал и Алексей Марков в партии Роберта. Для меня это стало огромным опытом: я раньше никогда не пела русскую музыку в таком объеме, тем более за рубежом.

— В телеинтервью Анна выглядит очень веселой и общительной. А какая она в серьезной работе? Примадонский характер сказывается?

— Мне кажется, Анна абсолютно гармонична как на сцене, так и в жизни. Она всюду такая — невероятно жизнерадостная и общительная.

— Вы с Мишей Антоненко тоже и в жизни, и на сцене одинаково неразлучны. Бывает, что человеческая дружба, тем более любовь мешает делать музыку — отвлекает, заставляет идти на компромиссы, на которые с чужим человеком бы не пошел?

— Я представляю, что вы имеете в виду, но мы прекрасно понимаем друг друга, когда музицируем, и компромиссов в отношении музыки не бывает. Миша — талантливый пианист, органист, концертмейстер, а в скором будущем, надеюсь, и дирижер. Он обожает вокалистов, у него феноменальное чувство дыхания — он всегда знает, куда дальше пойдет моя фраза. Еще Миша прекрасно владеет английским — думаю, из него бы получился замечательный дипломат. Поддержку, которую он мне оказывает, невозможно переоценить. Дай Бог ему здоровья, мы все время друг у друга чему-то учимся.

— С каким репертуаром и куда вас сейчас зовут?

— В основном это Вивальди, Гендель, Моцарт и Россини, хотя были и приглашения на русскую музыку. Еще в этом году должна быть сценическая постановка оперы Хассе «Siroe» в Королевской опере Версаля с выдающимся хорватско-австрийским певцом Максом Ценчичем — надеюсь, все подтвердится. А в следующем году — дебют в лондонской Королевской опере с партией Церлины в «Дон Жуане» Моцарта под управлением Антонио Паппано. Там обещан замечательный состав — Джойс ДиДонато (Эльвира), Кристофер Мальтман (Дон Жуан), Роландо Вильясон (Оттавио), наша замечательная Альбина Шагимуратова в роли Донны Анны. Если не ошибаюсь, после Лондона еще будет турне Королевской оперы в Японии.

— А что же российские театры — или для них вы теперь, извините, слишком дороги?

— Что вы! Я всегда с огромной радостью приезжаю в Москву на концерты, в последнее время все чаще, и буду счастлива принять участие в операх. Но пока меня в российские театры практически не звали. Из Перми приглашали, но как-то совсем в последний момент, и пока не сложилось, но я буду счастлива туда приехать: очень много наслышана о проекте Теодора Курентзиса — цикле опер Моцарта на либретто Да Понте. Здорово, что барочная и классическая музыка сейчас так активно развиваются в нашей стране.

— Анна Нетребко четыре года назад вдруг спела эстрадный дуэт с Филиппом Киркоровым. А у вас в поп-музыке есть привязанности?

— Я не против эстрады, очень люблю некоторых исполнителей, но серьезно о дуэте с кем-либо из них не думала. Очень сконцентрирована на том, что делаю. И потом, не хотела бы сейчас делать свою гастрольную жизнь чрезмерно активной, тем более уклоняющейся в сторону поп-музыки (что в условиях сегодняшнего музыкального бизнеса, наверное, многими бы приветствовалось). Это бы налагало огромные обязательства, а мне очень нужны каникулы для того, чтобы развиваться, думать, читать, просто отдыхать.

— Вы очень спортивны — а Олимпиаду смотрите? Какие дисциплины интересуют?

— Обычно телевизор не смотрю, но Олимпиада — особое дело, очень болею за наших спортсменов. Вообще спорт, конечно, люблю. На отдыхе обязательно хожу в спортзал, бегаю, плаваю, немножко играю в настольный теннис.

— Не бывает такого: вдруг посреди гастролей и репетиций захочется все бросить и сбежать на месяц на родной Сахалин, на океан?

— Да, очень часто! Однажды я была в Иль-де-Ре — это маленький французский остров на побережье Атлантического океана рядом с Ла-Рошель, там Марк Миновский обычно проводит летние каникулы, и с 2011 года там в начале июля проходит его небольшой фестиваль. Это чудное место! Помню, как по пять-шесть часов каталась вдоль побережья на велосипеде по этим потрясающим бесконечным полям. Воздух там неописуемо свежий, кругом все цветет. Всегда мечтаю туда вернуться, но времени не хватает. А на Сахалин надеюсь попасть совсем скоро — во время ближайших гастролей в Азии в следующем году, а может, и раньше.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9532
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7233
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?