Главная Культура 00:15 18 Января 2019 5002
«Праздник», который не со мной

Запретители фильма наступили на те же грабли, что и в случае с «Матильдой»

Леонид Павлючик
«Праздник» в итоге оказывается совсем не тем, чем его хотели видеть противники фильма

Рекордные сборы в прокате патриотического блокбастера «Т-34» и разухабистой комедии «Полицейский с Рублевки» отодвинули на второй план громкую историю с фильмом «Праздник» про «жирующую элиту в блокадном Ленинграде», которая занимала умы некоторых политиков весь конец прошлого года. Тогда генсекретарь «ЕР» Андрей Турчак потребовал не выдавать прокатное удостоверение никем не виденной (в том числе и им самим) картине. Нынче «запретители» помалкивают, хотя возможность посмотреть «Праздник» у них появилась...

Напомню для непосвященных, что Алексей Красовский, автор успешного «Коллектора», за который он был удостоен премии «Ника», снял «Праздник» на свои кровные. Режиссер уже завершал свою «черную комедию», когда, зацепившись в аннотации за строчку с определением жанра, особо рьяные депутаты, озабоченные не столько судьбами кино, сколько самопиаром, потребовали закрыть картину и даже подключить к делу прокуратуру. То есть наступили на те же грабли, что и в случае с «Матильдой».

Министр культуры Владимир Мединский, который должен был хотя бы в силу должности выступить арбитром в конфликте, в ответ на просьбу режиссера прочитать сценарий вальяжно бросил в интервью, что он «глупостей не чтец, особенно подобных». Все увещевания творческой группы и Гильдии киноведов с просьбой дать возможность спокойно завершить работу над фильмом, а уже потом судить о творческом результате, наталкивались на еще большее ожесточение противников «Праздника».

Режиссер, понимая, что в сложившейся ситуации ждать милостей от Минкультуры ему уже не приходится, не стал обращаться за прокатным удостоверением, а выставил фильм в Сеть. Причем поступил благородным образом: в знак уважения к погибшим в Магнитогорске перенес объявленную премьеру своей новогодней комедии с 1 на 3 января (чего, кстати, не сделали федеральные телеканалы, продолжая в дни трагедии ублажать зрителей развлекательными шоу).

Вместе с заинтересованным народом прильнул к монитору и я. Мои ожидания от «Праздника» во многом оправдались. Разумеется, запрещать там оказалось нечего и незачем: режиссер все-таки не отморозок и не самоубийца, чтобы глумиться над святыми вещами, к которым относится и наша память о жертвах блокады. Другое дело, что он позволяет себе иронию, сарказм, сатиру (нужное подчеркнуть) в адрес «прикормленной элиты», которая везде и во все времена живет иначе, чем остальной народ.

По фильму к элите принадлежит некий ученый-микробиолог (Ян Цапник), работающий над секретным заказом «по заданию партии», и его сытое семейство, обитающее на теплой даче в пригородах Ленинграда. Под Новый год семья получает спецпаек, состоящий из курицы, сала, консервов, шампанского. Жена ученого (Алена Бабенко) пребывает в расстроенных чувствах: их семью лишили домработницы, а она сама не умеет ощипать птицу. А тут еще сын (Павел Табаков) приводит в дом голодную блокадную девчонку (Настя Чистякова), которая падает в обморок при виде яств. А дочь (Анфиса Черных) вместо жениха является с новым ухажером — плешивым воякой (Тимофей Трибунцев), который оказывается совсем не тем, за кого себя выдает...

«Праздник» тоже в итоге оказывается совсем не тем, чем его хотели видеть противники фильма. Это ни в коем случае не комедия, пусть даже и черная. Ничего смешного я в фильме не нашел (видимо, недостаточно смешлив). Но это и не зарисовка про блокадную жизнь. «Праздник» определенно целит в сегодняшний день — с его огромным социальным неравенством, шикарной жизнью одних и унизительной, покорной нищетой других.

Почему режиссер выбрал для этого вполне актуального и злого шаржа блокадное время, для меня осталось загадкой. Похожий сюжет вполне можно было разыграть хоть в поместье царского опричника во времена Ивана Грозного, хоть на даче сегодняшнего «слуги народа» с часами за миллион долларов. Тогда и вопросов к режиссеру было бы, возможно, поменьше. И по части исторической правды (неправды), и по части некоторых творческих решений.

Сценарий (действие происходит не «где-то и когда-то на земле», а все-таки во время блокады, новогодней ночью с 1941 на 1942 год) не выдерживает серьезной критики. Он построен на небрежных допущениях и передержках, никак не возможных в ситуации с конкретно названным временем и местом действия. Начиная с того, что ни на какой загородной даче семья ученого пировать не могла: бои шли на окраинах Ленинграда. Спасает «Праздник» только то, что в какой-то момент фильм сваливается в откровенную условность, и это во многом снимает претензии к его исторической достоверности.

Но с жанром фильма режиссер по ходу работы так и не смог до конца определиться. Начинается «Праздник» как ретродрама или даже любовная мелодрама, потом соскальзывает в социальную сатиру, потом в пародию на советские сталинские фильмы, а ближе к финалу улетает в отвязную фантасмагорию. Поэтому и актеры играют, говоря чеховским словечком, «враздробь». Молодые исполнители — в «ползучей» жизнеподобной манере, хотя жизнеподобием в фильме не пахнет. А опытные мастера Тимофей Трибунцев и Алена Бабенко пытаются поймать фарсовую, гротескную, «гоголевскую» интонацию — и в этих сценах, не столь многочисленных, фильм обретает некоторую творческую стройность.

Но в целом, на мой взгляд, получился не фильм, а вполне любительский, с оттенком пошлости (особенно в сценах с разговорами о физиологических отправлениях больной бабушки), аляповатый кинокапустник, который тем не менее имеет не меньше прав на экранную жизнь, чем десятки других посредственных отечественных фильмов. Как, например, столь же неудачная и столь же безвредная «Матильда», которую в свое время тоже зачем-то пытались запретить.

Мнения публики о «Празднике», как водится, разошлись. Одни в охотку ругают фильм в соцсетях. Другие, которым кино понравилось, отблагодарили группу после просмотра трудовым рублем. За две недели интернет-проката «Праздник» почти окупил свой бюджет в 4 млн рублей. Фильм уже посмотрели около миллиона зрителей. Подозреваю, это раз в десять больше, чем если бы эта камерная лента, действие которой происходит в трех комнатах загородной дачи, добралась до большого экрана.

Что ж, это еще один урок «запретителям», которые, требуя «положить фильм на полку», не только нарушают Конституцию РФ, гарантирующую художнику право на свободное высказывание, но и, в конечном счете, достигают прямо противоположной цели. В эпоху интернета все попытки ограничить показ фильма только помогают ему собрать большую аудиторию.

Депутатам и чиновникам разного уровня, кроме, разумеется, работников Минкультуры, следовало бы, как мне кажется, вообще поменьше резвиться на территории кино. Не для этого они избраны народом на свои посты. В стране уже пять лет подряд падают доходы граждан, экономика в загоне, цены скачут как бешеные. Займитесь, господа-товарищи, серьезными проблемами. А с кино как-нибудь разберутся сами деятели «важнейшего из искусств». И зрители, для которых это кино и создается.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9311
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7032
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6220
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?