Главная Культура 01:01 17 Сентября 2008 221
В "ВОРОТА" НА "КРАСНОМ ВАГОНЕ"
В Москву вновь приехал самый известный и самый продаваемый из ныне живущих русских художников-эмигрантов - Илья Кабаков. На главных площадках столицы развертываются сразу три крупных проекта супругов Ильи и Эмилии Кабаковых.
Сергей Бирюков

Творческая биография Ильи Кабакова начиналась с добротной академической школы в Институте имени Сурикова. Но молодого художника привлекали не грандиозные стройки коммунизма, а контраст между пафосными социальными идеями, которые внушались советским людям, и убогой повседневностью, в которой подавляющему большинству этих людей приходилось жить. Рисуя картинки для книжек издательства "Детгиз", Кабаков одновременно писал работы в духе ироничного сюрреалистического соц-арта, которым не находилось места на официальных выставках, но зато они интересовали зарубежных арт-менеджеров. Лишь раз, в 1968 году, художнику удалось выставиться в московском кафе "Синяя птица"...
Постепенно Кабаков нашел собственную манеру, которую назвал романтическим концептуализмом. Это своеобразная поэтизация типичной советской коммунальной квартиры, атрибуты которой помещаются в нарочито абсурдное окружение. На больших белых листах бумаги рука художника порой не оставляла ничего, кроме коротких типично "коммунальных" надписей вроде "Чей это чайник?". Свой период творчества на рубеже 1970-1980-х годов Кабаков так и определил - "жэковское искусство". В последние 20 лет главным направлением его деятельности стал "экспо-арт", то есть масштабные инсталляции (Кабаков называет их тотальными), несущие сатирически-философский смысл. Реализовывать такие проекты художник смог уже за рубежом, после эмиграции из СССР в конце 80-х.
Как говорит сам Кабаков, он "экспортировал, в сущности, куб советского воздуха". Его произведения - своеобразная энциклопедия советской Атлантиды, уже почти исчезнувшей. Особенно большой резонанс имела инсталляция "Красный вагон", в 1990-е годы показанная Кабаковым во многих странах.
Вчера "Красный вагон" появился и в Москве. Его установили во вновь открывшемся центре современной культуры "Гараж" - бывшем Бахметьевском автобусном парке, построенном в 1926 году великим архитектором-конструктивистом Константином Мельниковым. Это действительно вагон, точнее видимость вагона, поскольку колес у него нет и махина обречена стоять на месте - намек на стагнацию советского общества. Внутри - этакий музей социалистического быта.
Сегодня еще один кабаковский проект, инсталляцию "Туалет", покажут в центре современного искусства "Винзавод". В 1992 году она стала сенсацией кассельской выставки актуального искусства Documenta и с тех пор тоже объехала полмира. Здесь в типичную обстановку советской квартиры с обязательными диваном, обеденным столом, коврами нахально внедрены сортирные дыры, как в вокзальном нужнике.
На "Винзаводе" появится и сам Кабаков, который представит свою "Игру в теннис" вместе с философом Борисом Гройсом. Оба друга, серьезные любители этой игры, в самом деле возьмут в руки ракетки. Но главное - не перекидывание мяча, а словесные игры.
А самым первым в Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открылся проект Кабакова "Ворота, или Последняя работа художника". Идя через залы европейского искусства XIX-XX веков, минуя великие картины Ван-Гога, Матисса, Брака, Леже, в конце концов, пройдя через воротца вроде аэродромной рамки-контроля, попадаешь в два зала Кабакова. Не сказать, что полсотни его работ - откровенно сериальных, похожих друг на друга бледно-палевых полотен скорее декоративного, чем сюжетного характера - оставляют впечатление, хоть сколько-нибудь сравнимое с тем, что производят картины классиков. Но зато как эффектно придумано: жемчужины мирового искусства в роли прелюдии к туманно-бесформенному живописному миру, за которым, кажется, уже действительно может быть только выход в пустоту и небытие...
Реплика
"НАША "ПОСЛЕДНЯЯ РАБОТА" - НЕКОТОРЫМ ОБРАЗОМ ФАЛЬШИВКА"
Эмилия Кабакова, Художник:
- Трудно возвращаться в страну, где ты много лет не был. Даже опасно: люди здесь смотрят на твое творчество с особой придирчивостью и скепсисом. Именно поэтому мы решили не идти путем ретроспективной панорамы, а показать в Москве несколько крупных проектов недавних лет. Особенно символичным мне представляется, что крупнейшей из предоставленных нам площадок стал "Гараж" - помещение, где до нас никто еще не выставлялся, мы первые. Притом это место, самим своим происхождением связующее советское прошлое, его самую раннюю эпоху, когда идеалистические социальные проекты еще не дискредитировали себя, и нынешнее время, когда в Россию возвращается ее искусство.
Илья Кабаков, Художник:
- Каждый знает: не так важно, кто и что выставляет, как то, в каком контексте и ауре это происходит. То, что я вижу сегодня, мне кажется фантастикой, сном. Великий Музей имени Пушкина сформировал меня в детстве, был одним из любимейших мест в юности и в зрелые годы. Наряду с Консерваторией, Большим драматическим театром, библиотеками это было место, где обитало подлинное искусство, чьи границы далеко выходили за рамки Советского Союза. Оазис в убогом советском окружении, давший импульс для совсем другой духовной жизни. Бесконечно благодарен сотрудникам Пушкинского музея, прежде всего директору Ирине Антоновой, за то, что мой проект смог осуществиться именно здесь, в стенах, раньше казавшихся совершенно неприступными для меня.
Почему проект назван "Последняя работа художника"? Меня с детства интересовали последние страницы книг, я всегда первым делом заглядывал в конец. То же самое - каталоги художников: я сразу глядел на последнюю работу - к чему человек пришел в итоге своей жизни. Конечно, представленная в нынешнем проекте "Последняя работа" - в некотором смысле фальсификация, фальшивка. Потому что проект существует уже два года, за ним последовали другие. Мы с Эмилией и сами в каком-то роде фальсификация, фантом: проект останется, а мы через несколько дней уедем... Притом в мире нет места, где мы бы постоянно жили: мы путешествуем за нашими выставками. Но ведь и сам Музей имени Пушкина тоже в некотором отношении вырос из иллюзии, поскольку в его основе - собрание не подлинных произведений: Иван Цветаев задумал его как коллекцию слепков мировых скульптурных шедевров. Это поистине великий замысел - представить в Москве панораму всего мирового искусства. То, что это копия, не так важно. Во многих культурах мира нет такой резкой разницы между копией и оригиналом, как в культуре Европы или Америки. Например, недавно я был в Китае и видел в музее великолепные копии древней императорской мебели, сделанные из такого же дерева и в той же технике, что и 3000 лет назад.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9650
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7256
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?