Главная Культура 08:05 17 Января 2013 139
Александр Городницкий: Желаю всем поверить в чудеса

Александр Городницкий – один из тех немногих, кого можно считать отцами-основателями авторской песни. Его атланты держат небо на каменных руках до сих пор…

 
Сергей Аман

 Александр Моисеевич, говорят, труд сделал из обезьяны человека. А что делает из человека поэта?

– Я думаю, что не только труд, из обезьяны человека сделали еще литература и искусство. Если цитировать Энгельса – что когда обезьяна встала на задние лапы и взяла в руки палку, она стала человеком, – то, я думаю, обезьяна стала человеком, когда начала делать первые наскальные рисунки. Потому что, по существу, начало культуры (не цивилизации, а именно культуры) связано с появлением у человека желания изображать что-то, придумывать какие-то песни и так далее. Мне кажется, что именно тут начало интеллектуального развития, именно в этой точке человек отрывается от обезьяны.

– А вы воспринимаете события своей жизни эмоционально или отстраненно-умозрительно?

– Конечно, эмоционально. Тем более что эти события всегда дают достаточно оснований для эмоционального восприятия.

– К жизни вы относитесь с интересом или интерес уже как бы растрачен?

– Нет, не растрачен. У меня сохранилось такое детское любопытство к жизни и к окружающему миру, за которое я очень держусь. У меня есть такая строчка в старой песне, написанной в далеком 1970 году: «Не страшно потерять уменье удивлять, страшнее потерять уменье удивляться». Вот она для меня очень важна.

– Случались ли чудеса в вашей жизни?

– Да, случались, и довольно часто. Это не призраки какие-нибудь, которые тоже где-то когда-то виделись. Для меня иногда бывает чудом то, что я какую-то песню написал. Я не очень понимаю, как это произошло, и сам механизм этого мне непонятен. Когда песня получается такой, что ее начинают петь другие люди, и какое-то время они ее поют, как «Перекаты», например, я это воспринимаю как чудо. Как же это так получилось? И какое я имею к этому отношение? Вроде как уже никакого. Для меня это чудо, потому что сам акт творчества мне кажется чудом. Откуда идут эти слова…

– Нет ощущения, будто подключаешься к какому-то информационному космическому каналу?

– Анна Андреевна Ахматова когда-то ответила на вопрос, трудно ли писать стихи: «А чего ж трудного, если диктуют?» Но это чудо все-таки. И вообще мы живем в мире чудес, потому что главные вещи, которые пытается объяснить наука, мы до сих пор не объяснили, и, я думаю, мы до этого не доживем. Например, появление жизни как таковой. Или появление человеческого разума. Когда я был молодой и глупый, учил наизусть классиков марксизма-ленинизма, то для определения жизни мы тогда использовали цитату Энгельса. У него была такая формула жизни, что это форма существования белковых тел, существенным моментом которой является обмен веществ. Я тогда гордо цитировал эту фразу и только потом понял, что я ничего не понимаю, что это пустые слова. Ничего они не значат, ничего не раскрывают. Потому что тайна жизни…

Вот чем человек отличается от обезьяны? Как он появляется? И целый ряд моментов узловых… Я лет 30 изучаю магнитное поле Земли, а как оно устроено, не знаю. Единственное, чего я добился, став профессором и написав несколько книг на эту тему, я понял, что я не понимаю, как оно устроено. (Смеется.) Потому что все, что в учебнике написано, не соответствует действительности. Мы даже землетрясения не умеем предсказывать. Потому что мы можем сказать, где будет землетрясение, но не знаем – когда. Сейсмология пока не дает возможности давать краткосрочные прогнозы землетрясения, это очень важно. И не только мы, Россия, но и богатенькая Америка, и Япония, которая на этом всем стоит, не умеет.

– Похоже, даже животные лучше пока предсказывают…

– Вот тоже чудо, да? У них какие-то локаторы есть, у кошек, у собак, которые за две-три минуты заставляют их выскакивать из помещения – перед толчком землетрясения. Ведь что-то они ловят, а мы не ловим. Поэтому природа – это тоже чудо.

– Александр Моисеевич, отдых для вас – это труд?

– Отдых для меня – это труд. Объясняю. Я уже сто лет не был в отпуске. Но дело в том, что мне, с одной стороны, приходится заниматься наукой, ходить на работу, вести океанологию в Академии наук, с другой – у меня много времени отнимали… Тут вот вышло восемь научно-популярных фильмов «Океаны. В поисках истины». Это еще одна проблема в науке, поэтому писать стихи я могу только на отдыхе. Лучше, когда я валяюсь на пляже где-то в полном счастье и какая-то строчка идет. Отдых это или нет, я не знаю.

– Что бы вы пожелали читателям «Труда»?

– Я бы пожелал прежде всего верить в чудеса, потому что наша наука сегодня настолько еще неэффективна, что не может почти ничего объяснить. Поэтому когда что-то происходит необъяснимое, это не значит, что этого не может быть. Это значит, что уровень науки еще достаточно низкий. И мы желаем верить в сказки и чудеса – правда, в хорошие.

Сергей Есенин

Двадцать шесть их было, двадцать шесть
Их везли к последнему причалу
На исходе утренней зари.
Двадцать шесть их было поначалу,
А во рву остались двадцать три.
Выкопав и оттерев от пыли
Их останки, с общею тоской,
Посреди Баку их схоронили
Под мемориальною доской.
Зайчики к могилам их бросала
Вставшая над Каспием луна.
Двадцать шесть бакинских комиссаров –
Помню с детства эти имена.
От Азербайджана до России
Песни воспевали их и стих.
Улицы и площади носили
Имена прославленные их.
Не забыть и нынче, в самом деле,
Сталиным произнесенных слов:
«Большевик не тот, кто был расстрелян,
А кто сам расстреливал врагов».
Мертвые нуждаются в Хароне.
Думали ли жители страны,
Что потом их вновь перехоронят
На пустынном месте Говсаны?
Свергнутых повторно и опальных,
Закопают в землю просто так,
Без надгробий тех мемориальных,
Как случайно найденных бродяг?
В суете однообразных буден
В берег бьет мазутная волна.
Тем, кто об истории забудет,
Отомстит история сполна.
Мертвые нуждаются в Хароне –
Тело и бессмертная душа.
Кто назавтра прах их снова тронет,
Кости беспощадно вороша?
Над холодной Летою-рекою
Разное твердят об их делах.
Не дадут им вечного покоя
Ни Христос, ни Ягве, ни Аллах.
Не прийти им к Божескому храму
Под покровом вечной синевы.
«Мертвые всегда не имут сраму», –
Не про них так сказано, увы.
Грош цена их многолетней славе,
Нам они сегодня не близки.
Может быть, обратно их отправят,
В злые Красноводские пески?
Мертвые нуждаются в Хароне.
Песня поминальная, лети.
Где назавтра их перехоронят,
Численность уменьшив по пути?

Чехов

На полях бесплодная люцерна,
Над виском седеющая прядь.
Чехов – основатель постмодерна –
В Ялту приезжает умирать.
Гулкий кашель мучает ночами.
Сумерки по-южному густы.
Новый век пока еще в начале,
Не определить его черты.
Слабое биение аорты.
Кипарис, растущий у окна.
Год туманный девятьсот четвертый,
Дальняя Японская война.
На сегодня душу перестроив,
Стародавний одолев невроз,
Трудно нынче чеховских героев
Принимать по-прежнему всерьез.
Бьет тоска по истощенным нервам,
Радужным надеждам вопреки.
Так и мы сегодня в двадцать первом,
Как они в двадцатом, чужаки.
Жить среди неверия и страха,
Говоря ненужные слова.
На дуэли мочат Тузенбаха,
Сад вишневый рубят на дрова.
Не мечтай, что проживешь достойно,
Господа на помощь не зови.
Дальше – революции и войны
И закаты в огненной крови.
Под уклон с похмельною слезою
Русь ползет, срывая тормоза.
Всюду душно, как перед грозою.
Не печальтесь – скоро и гроза.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9531
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7233
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?