И снова о скрепах. В нашем календаре есть по крайней мере три красные даты, которые напоминают о том, что мы единый народ с общей историей. Первые две, бесспорно, — 9 мая и 12 апреля. А вот третьим важнейшим числом, на мой взгляд, следует считать 27 августа — День советского кино. И на то, что называю именно его и именно как «советского», а не «российского кино», что было бы правильно, имеются веские причины.
В самом деле, если за мерило значимости того или иного явления брать периодичность и количество его отражения в телевизионном эфире, то конкурентов у советского кино не будет. Наши старые добрые фильмы крутят и в День Победы, и в День космонавтики, и во все остальные. Без них мы не представляем ни одного праздника, да и будни скрашивают тоже они. Кто-то может возразить: ведь это всего лишь кино, не более. Просто один из видов развлечения. Нет, советские фильмы — это часть нашего духовного и исторического опыта, а также общественного сознания. И вот простое доказательство. Цитаты любимых героев- звучат в эфире бесперебойно. Даже в ток-шоу на политические темы, даже в итоговых аналитических программах нет-нет да кто-нибудь и ввернет: «за державу обидно», «восток — дело тонкое», «вор должен сидеть в тюрьме», «шеф, все пропало». Крылатых киношных фраз, придающих эфиру легкости, способных размазать по стенке любого оппонента, изящно «опустить» влиятельного недруга отечества, хватит на все случаи жизни. Что знают все телеведущие, включая Дмитрия Киселева и Михаила Леонтьева, довольно часто употребляющих это универсальное оружие.
А сколько проектов черпали и черпают вдохновение в тех картинах?! Начиная от всяких «Песен о главном» и кончая новеньким и весьма забавным конкурсом «Угадай кино» на телеканале «Че».
Словом, наши федеральные вещатели активно используют возможности старого и доброго кино, обеспечивающего рейтинги. Но вот сам кинематограф как вид искусства, как отрасль производства — и речь здесь идет уже не о советском периоде, а о нынешнем дне — интересует их мало. Используя современную терминологию, констатируем: телевидение не занимается продвижением качественного российского продукта, хотя разговоры о том, что надо срочно что-то делать, чтобы зритель смотрел не только наши сериалы, но и достойный полный метр, идут давно.
Было время, когда все крупнейшие каналы считали долгом иметь в своей сетке программу о кино. Но знаменитая некогда «Кинопанорама» после попытки ее реанимации на рубеже веков канула в лету. Подобная же участь постигла и «Закрытый просмотр» на Первом канале. Можно было по-разному оценивать и манеру ведения обсуждения фильмов Александром Гордоном, и принцип отбора экспертов, но то, что проект давал зрителю редкую возможность увидеть талантливое, умное кино, в том числе и отечественное — факт. «Тихий дом» Сергея Шолохова выходит редко — от случая к случаю. В этом смысле в строю из всех федералов осталась — как всегда в том, что касает-ся искусства — одна лишь «Культура», там есть несколько передач, посвященных кинематографу. Да СТС глубокой ночью показывает «Кино в деталях».
С учетом этих обстоятельств было приятно обнаружить в программе НТВ премьерное «Киношоу». Приятно было и посмотреть, хотя этот проект тоже вовсю эксплуатирует советские фильмы. Собственно, на них он и построен. Там три команды актеров принимают участие в разных конкурсах, так или иначе связанных с процессом кинопроизводства. Например, в одном из них с помощью «зеленой комнаты» современному исполнителю надо «внедриться» в старую картину. И вот в эпизоде из «Места встречи:» на «малину» к Горбатому, Промокашке и прочей компании Шарапова привозят в: милицейском кителе. Джигарханян и другие говорят классические фразы, а засланец свои, очень смешные.
Или вот еще. Под нарезку кадров из известного фильма конкурсанту следует подложить голос так, чтобы получился трейлер, придающий этому самому фильму новое звучание. И вот Анна Большова в рекламном ролике предлагает зрителям посмотреть эротическую картину про гиганта секса по имени... Афоня!
На конкурсе «переозвучание» участники «Киношоу» произносят реплики за знаменитых персонажей — и опять получается, что лента совсем о другом. Так, в сцене из «Кин-дза-дза», где Леонов показывает чудеса техники Любшину и Габриадзе, в новом варианте действие происходит в Сколково, а демонстрирует инновации Чубайс... президенту и премьеру. И колокольчик на носу оказывается джипиэс-навигатором, с его помощью можно установить, где человек находится. Забавны и «Кинопробы». Там актерам нужно читать какие-то литературные отрывки, а ведущий Максим Аверин все время предлагает принять новый образ, от лица которого произносится текст. Выходит Дарья Повереннова и вдохновенно зачитывает письмо Татьяны Онегину. «Теперь вы экстрасенс», — командует Аверин, и Дарья переходит на «мистический тембр», начинает делать пассы руками. «Теперь вы только что выскочили из бани на мороз, теперь вы пытаетесь дать взятку, скандалите со свекровью», — каждое новое условие влечет иную интонацию, жестикуляцию, ритм.
Не сказать, чтобы в «Киношоу» абсолютно все было остроумным. Но то, что и участники, и члены жюри, и гости объясняются в любви к старому кино и говорят слова уважения великим мастерам, не дает шуткам скатиться в пошлость.
И в заключение — несколько цифр. Согласно опросу, зрители любят смотреть советские фильмы больше, чем зарубежные и современные российские — 40%,14% и 18% соответственно. Еще 22% респондентов ответить затруднились. На вопрос, какое качество в наших старых картинах они ценят больше всего, прозвучал ответ: доброту.