Станиславский учил держать паузу на сцене, заставляя театральную публику замирать и задерживать дыхание. Российский футбольный союз играет «по Станиславскому», до предела затянув объявление о новом тренере российской сборной. Но сказать, что у болельщиков перехватило дыхание, будет большим преувеличением. Перебрав десяток имен - от тренеров мирового уровня до доморощенных специалистов - и посудачив в соцсетях на эту тему, любители футбола быстро остыли. Все понимают: никакой волшебник в голубом вертолете не в состоянии за короткий срок вдохнуть жизнь в вялую, скучную, играющую в устаревший футбол команду. Тем более, радикальное обновление состава нашей сборной не грозит, мало-мальски перспективные игроки наперечет. Нужны идеи, реформы в российском футбольном хозяйстве и время...
Сборная России 21 июня проиграла датчанам с таким треском, что стало ясно: Станислав Черчесов у руля не удержится. Но и три недели спустя еще не объявлен его преемник. А уже 1 сентября нам предстоит матч с хорватами, который может стать решающим. Сейчас РФС вынужден брать на работу то ли специалиста, настроенного на дальнюю созидательную перспективу, то ли кризисного менеджера, пожарного. К концу ноября завершится отбор на чемпионат мира 2022 года. Команда, занявшая первое место в группе, напрямую попадает на мундиаль, который пройдёт в Катаре в декабре 2022 года. Второе место – проведет стыковые матчи в марте 2022. А если команда России займет место ниже второго, то лишь весной 2023 года она начнет отбор к следующему Евро. То есть, ее наставник будет очень долго бездельничать за большую зарплату – за всё это продолжительное время сборная России проведет лишь четыре матча летом 2022 года в Лиге наций. И ещё парочку, если победит в своей группе – что мало вероятно, так как группа у нас будет непростая, учитывая нынешний низкий рейтинг российской сборной.
Впрочем, дело не только в деньгах. Хорошо зарекомендовавший себя на международном уровне специалист понимает: работа в России в плане перспектив и имиджа ему вряд ли что-то принесет. Чудеса, которые творил Отто Рехагель в 2004 году и отчасти сам Черчесов в 2018-м, случаются в футболе нечасто. Старик Хоттабыч, устанавливавший счет на табло с помощью своей волшебной бороды, к нам не явится ни за какие деньги. И может быть, это к лучшему. В ведущих клубах давно поняли: для привлечения в футбол денег, а значит и зрителей, нужны не только высокие места в турнирных таблицах с вымученными 1:0, но и яркие действия на поле. А после Евро стало ясно, что та же тенденция наблюдается и на уровне сборных.
Пока болельщики ожидают – кого все-таки назначат вместо Черчесова, РПЛ и РФС чуть ли не ежедневно сообщают о каких-либо реформах, которые в ближайшем будущем будут проведены. Руководство РФС и РПЛ признало, что неудачи сборной и клубов плохо повлияли, помимо всего прочего, и на материальное положение наших команд. Потому в срочном порядке разработаны весьма кардинальные изменения. Недостатком нынешней системы признано недостаточное количество интенсивных и высокорейтинговых матчей. В РПЛ останется 16 клубов, но количество туров снизится до 24. Клубы разобьют по четырём корзинам, внутри которых каждый сыграет с каждым по два раза. На втором этапе топ-6 команд отделяются и проводят 10 туров. Остальные клубы проводят девять туров. Два последних места вылетают, ещё две команды отправляются в стыковые матчи с двумя лучшими командами ФНЛ.
Этот проект разослан в клубы РПЛ для ознакомления, согласования и дальнейшего утверждения. При том, что некоторые из этих клубов (например, «Нижний Новгород») уже страдают большими проблемами по части финансирования, и нет уверенности, что, подписав этот регламент, они будут играть согласно нему. Не менее кардинальные реформы ожидают и ФНЛ. Идет также ожесточенная дискуссия между специалистами футбола по поводу изменения лимита на легионеров в РПЛ и многие другие возможные нововведения.