Можно долго перечислять сочинения и награды Григория Гладкова — кстати, Российское отделение Книги рекордов Гиннесса отметило его за издание самого большого в нашей стране количества пластинок, кассет и дисков для детей. А можно просто сказать, что Григорий Васильевич — автор знаменитой песенки про пластилиновую ворону, ту самую, которая, «может быть, корова, а может быть, собака». В преддверии юбилея композитор рассказал «Труду» о том, как встретит праздник, как написал свою первую песню, как построил музей.
Григорий, с кем и чем отметите день рождения?
— Обычно этот день, как человек путешествующий и гастролирующий, я встречаю в дороге. Или на природе. Еду на дачу в Солнечногорский район или в Тверскую область на Волгу, где в дефолт удалось за копейки приобрести дом, которому более ста лет. Восстановил его, сделав интересный проект, совместив старину и современность.
— Это тот самый дом, который вы назвали «Пластилиновая ворона» и где собирались открыть музей? Получилось?
— Получилось. Я собрал вещи и орудия труда людей, живших до нас: прялки, чугуны, ухваты, косы, молотилки: Многое сделал своими руками. От порога до воды всего 10 метров, есть причал. Но вообще дорога к моему ранчо очень сложна, так что доехать туда смогут только самые стойкие, смелые и верные друзья.
— А почему не отмечаете юбилей концертом?
— Считаю, что праздновать свою дату публично — это гордыня. А христианство учит нас скромности. Надо отмечать юбилеи не свои, а своих произведений.
— Какие вы любите получать подарки?
— Сделанные своими руками. Когда дети спрашивают: «Дядя Гриша, что вам подарить?» — говорю: «Нарисуйте что-нибудь, сколотите из досок, сочините стихотворение или песенку. Только в магазин не ходите». Ну а если взрослые все же подарят что-то из магазина, то в десятку будет мелочь, которую часто теряешь или она часто ломается. Например, телефон.
— Наверняка ваша первая гитара была вам подарена. Кем — родителями?
— Вообще-то в музыкальной школе, куда меня отвел отец, я учился по классу баяна. На гитаре научился играть самостоятельно, и играли мы в школе в ансамбле на казенных инструментах. Делали электрические гитары из простых акустических, используя микрофоны из телефонов-автоматов. Нехорошо, конечно, портить телефоны, но в то время все было дефицитом. Тогда же я начал зарабатывать. Можно сказать, сызмальства приобщился к рыночной экономике. Я с детства знал, что свою работу надо делать вовремя, качественно, честно — тогда тебя позовут в следующий раз.
— Что подвигло к сочинительству?
— Мама была детским педагогом, заведовала яслями. Я с детства был окружен стихами и песнями. Сам играл на детских праздниках на баяне. Рано начал сочинять: иногда не получалось сыграть произведения Чайковского, Соловьева-Седого или Дунаевского в точности по нотам, тогда я придумывал целые куски за этих почтенных авторов. Особенно любил пародировать этюды Черни и Майкапара, которыми нас перекормили в музыкальной школе. Так я научился шутить в музыке. Но моя самая первая песня была совсем не веселой — о вой-не. Она посвящена деду, в честь которого меня назвали. Он был героем Брянщины, партизаном отряда «Смерть немецким оккупантам». Фашисты расстреляли его на глазах моего отца в декабре 1941 года. А в 1944-м его посмертно наградили медалью. Мы с отцом купили домик в этой богом забытой деревеньке, да еще в радиоактивной зоне, восстановили его, отец сложил печь. Мне хотелось сделать там музей брянского партизана и подарить его родине деда. Не партизан, а именно партизана — как дань памяти ему от внука, от правнука — моего сына. Ведь род деда, к счастью, не прервался, в отличие от многих его современников. Этот музей мог бы стать гордостью Брянщины и очень важным местом для детей и подростков. Тем более что сейчас появился новый праздник — День партизана и подпольщика. Но чиновники Брянской области встали насмерть: не будет такого музея! Видимо, за всех партизан им радеть проще, чем за какого-то одного. Пусть даже у него внук — известный в стране человек. Да и смету маленького музея строить не так интересно: Было обидно. Ну что, идти создавать новый партизанский отряд, чтобы защитить дедову память? Кстати, насмешкой сейчас звучит гимн Брянской области «Шумел сурово Брянский лес», которую написал когда-то Сигизмунд Кац. Ведь знаменитые брянские леса безжалостно вырубаются браконьерами. Теперь, наверное, в них партизанам не укрыться: Но все же имя деда увековечено. В 2011 году в Тюмени мне вручили свидетельство о присвоении звезде в созвездии Северной Короны имени Григорий Гладков, и я понял — это звезда не моя, а моего деда, и он погиб не зря!
К сожалению, дедушку я никогда не видел. Но он стал первым моим кумиром. А потом, как многие мальчишки, я стал сочинять песни о неразделенной любви, спорте, природе. А еще с самого раннего детства я сочинял сказки. И это стало главной темой моего творчества. Я композитор, который пишет сказочные мелодии. Но детским композитором меня можно назвать лишь условно. «Пластилиновая ворона» — ну что детского в этом мультфильме Александра Татарского? Хотя и взрослым произведением его не назовешь. Где-то между тем и тем. В Америке, где меня как раз за детские песни сделали почетным жителем двух замечательных университетских городов, такой жанр называется family — семейный.