Российское правительство, скорее всего, не станет замораживать тарифы на услуги ЖКХ ради снижения финансовой нагрузки на население. Об этом во вторник, 16 июня заявил вице-премьер Марат Хуснуллин.
«Я не знаю, откуда этот разговор, – отметил зампред правительства в разговоре с журналистами, – но мне кажется, что это политические заявления. Наверное, было бы неплохо заморозить тарифы, но вопрос – где возьмут предприятия ЖКХ деньги на подготовку к осенне-зимнему сезону? Кто будет проводить плановый ремонт и как потом при износе систем ЖКХ в среднем от 50 до 60% мы обеспечим безаварийную работу? При том, что у нас энергоресурсы дорожают, инфляция пусть и невысокая, у нас всё равно есть. Поэтому, честно говоря, мне кажется это популистические заявления», — приводит слова Хуснуллина «Интерфакс».
Вместо заморозки – продление субсидий
При этом вице-премьер добавил, что правительство планирует по максимуму сдерживать тарифы ЖКХ, а заодно и оказывать помощь нуждающимся гражданам. В частности, он напомнил, что в России действует программа выплаты субсидий на оплату ЖКХ для граждан, у которых расходы на коммуналку «съедают» больше, чем 20% доходов.
«Вот этими мерами точно надо заниматься. Потому что точно совершенно у ряда наших жителей в стране после этой ситуации денег на оплату ЖКХ будет не хватать. Мы готовы из федерального центра помогать и оперативно эту проблему решать», — пообещал Хуснуллин.
О том, что российские тарифы ЖКХ в текущем году могут остаться на уровне 2019-го, сообщал 10 июня глава Минстроя Владимир Якушев. Ранее власти заявляли, что средний рост тарифов ЖКХ в России с 1 июля 2020 года составит 4%, однако затем пошли разговоры о том, что это повышение может не состояться.
«Сегодня есть инициатива с 1 июля не увеличивать тарифы за пользование услугами ЖКХ, не увеличивать платежи населения», - сказал Якушев в ходе выступления на онлайн-конференции «ЖКХ после пандемии: вызовы и решения».
Правда, добавил министр, если такое решение будет принято, отрасли будет грозить серьезное недофинансирование. При этом сфера ЖКХ вошла в перечень отраслей, которые были признаны наиболее пострадавшими от коронавируса.
В начале апреля правительство внесло изменения в правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Срок их выплаты был автоматически продлен до 1 октября. Обычно после того, как гражданин предоставляет документы на субсидию, льгота на оплату ЖКХ предоставляется на шесть месяцев, но в связи с коронавирусной эпидемией ограничение в сроках было снято. Если период предоставления субсидии истекает в срок с 1 апреля до 1 октября, мера финансовой помощи будет автоматически предоставляться в том же размере на следующие полгода в беззаявительном порядке. «Обращаться в органы соцзащиты с заявлением на продление периода получения субсидий или документами, подтверждающими доход, не потребуется», - пояснил тогда министр труда и социальной защиты Антон Котяков.
Субсидию на оплату ЖКХ, по данным Минстроя, получают сейчас свыше миллионов россиян. В 2019 году государство компенсировало населению более 70 миллиардов рублей.
Россияне переходят на дешевую еду
Тем временем аналитики продолжают констатировать падение доходов российского населения. Так, министр экономического развития Максим Решетников уже сообщил, что возглавляемое им ведомство оценивает падение доходов россиян во втором квартале 2020-го в 6%, а по итогам года ожидает сокращение показателя на 3,8%.
Сегодня же стало известно, что в стране наблюдается существенный рост продаж продуктов питания, относящихся к низовому ценовому сегменту. Информация эта, по данным «Коммерсанта», была получена в ходе исследования американской маркетинговой компании Nielsen. Аналитики выяснили, что в мае доля нижнего ценового сегмента в продуктах питания и товарах повседневного спроса достигла 17,7% против среднегодового значения 16,9%. При этом доля товаров премиального сегмента стоимости сократилась за тот же месяц до среднегодовых 34,4% с 35,8%.
Такая тенденция, как отмечают эксперты, коснулась почти половины товарных категорий. В их числе – мясо, майонез, макаронные изделия, конфеты и сладости, соки, чай, вода и другие продукты питания.
То, что покупатели все чаще переходят на товары пониженного ценового сегмента, подтверждают и в руководстве ритейлерских сетей. Так, директор по работе с ритейлерами «Nielsen Россия» Константин Локтев отметил, что 24% опрошенных потребителей в стране заявили о влиянии пандемии COVID-19 на их доходы. При этом, добавил эксперт, из-за падения доходов изменилось и восприятие покупателями ценников: 66% граждан сообщили, что ощущают повышение цен, притом что объективные данные продаж говорят о том, что в период пандемии средняя стоимость товаров в сетевых магазинах и гипермаркетах почти не изменилась.