Дождь с Лазурного берега отступил, а поток звездных имен на Каннском фестивале не иссякает. Жерар Депардье приехал представить новый фильм со своим участием «Тур де Франс». Речь в картине вовсе не о велогонках, а о путешествии пожилого героя по живописным местам, запечатленным на картинах его любимого художника Карла Верне. Компанию Депардье на экране составляет молодой рэпер, скрывающийся от проблем с полицией. Фильм показывают в параллельной программе «Двухнедельник режиссеров», и старина Жерар признался, что очень этому рад: ведь показы «Двухнедельника» проходят не в главном дворце, и нет необходимости подниматься по нелюбимой актером помпезной каннской лестнице.
А вот Рассел Кроу и Райан Гослинг охотно взобрались по ступеням с красной дорожкой — ради внеконкурсной премьеры фильма Шейна Блэка «Славные парни».
Незамысловатое название весьма точно отражает суть воплощенных характеров. Кроу и Гослинг играют напарников, частных детективов из 1970-х годов. Сперва по сюжету они конкуренты, но быстро объединяются в борьбе против коррумпированного прокурора и заговора корпораций, отравляющих окружающую среду. Экология, «зеленые» — звучит вроде бы безобидно, но чтобы прикрыть свои делишки, власть имущие идут на несколько убийств. Причем в образе злодейского прокурора с апломбом «железной леди» выступает неожиданная Ким Бэсингер. События в фильме, с ловушками, перестрелками, погонями, падениями с балкона и битьем стекол — все как полагается по жанру — развиваются стремительно. Сценарий изобилует искрометными репликами, которые на бегу персонажи не всегда успевают просмаковать. Но зато уж точно — смотреть не скучно.
И пусть не кажется странным отбор развлекательной криминальной комедии в каннскую программу: качество исполнения здесь на большой высоте, легкость стиля заражает непринужденностью, и оригинальные находки присутствуют во всем, от драматургии до визуального решения. И что символично, главным оружием против коррупции по сюжету становится обличительный фильм: «хорошие» стараются его публично показать, а «плохие» — уничтожить.
Признанные мастера глубоко проработанных психологических ролей, Рассел Кроу и Райан Гослинг отработали в легком жанре с видимым удовольствием и не тянули одеяло каждый на себя, продемонстрировав дух партнерства.
В тот же вечер критикам впервые показали конкурсный фильм Джима Джармуша «Патерсон». Простая история: семь дней жизни шофера автобуса из небольшого американского городка, с понедельника до воскресенья. Герой и город при этом тезки, и Патерсон — имя обоих.
Кадр из фильма «Патерсон». Герой конкурсного фильма Джима Джармуша - тезка города, в котором живет
Это кино о совпадениях. О том, как любопытно встретить в жизни товарища по интересам, или кого-то похожего на тебя внешне, как близнец. Крутящий баранку ведь еще и поэт, носит с собой тетрадочку, чтобы записывать стихотворные строки, как только те придут в голову. Даже в автобусе. Поэты в городе были и до Патерсона, причем некоторые в Америке довольно знамениты, так что и здесь чувствуется незримая связь. Несовпадения у заглавного персонажа разве что с любимой девушкой. Кажется, нет людей, более разных по складу характера и увлечениям, однако что-то держит пару вместе. Возможно, это любовь — как иначе выдержать чересчур креативную готовку молодой хозяйки и ее неуемную страсть к домашнему декору. А может, их сближает своенравный домашний питомец — бульдог, философским взглядом и недовольным выражением морды будто комментирующий происходящее. И еще это кино, как нередко у Джармуша, — о потребности творчества и самореализации, вне зависимости от того, чем человек зарабатывает на жизнь. Даже если те стихи, что написаны от руки в тетрадочку, никогда не будут напечатаны. По окончании сеанса фильму хлопали громко. А ведь Джим Джармуш на днях представит в Каннах еще одну картину, на этот раз документальную, про рок-музыканта Игги Попа.