Опросы показывают: наши сограждане голосуют за возрождение советских брендов на фоне ухода иностранных компаний. Речь об автомобилях «Москвич», «Победа», «Волга», «Запорожец» и даже велосипедной марке «Кама». Скептики в меньшинстве: не верят в эту затею лишь 12% опрошенных.
Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития
— Тут как и с едой: главное, чтобы было доступно и качественно, а как называется — вопрос второстепенный. Только не надо забывать, что наш «москвич» изначально имел немецкое происхождение. Что будет сегодня выпускаться под старой маркой, новая версия китайского «черри» или «рено»? Вот существенный вопрос. А переоценивать данные соцопроса я бы не стал. За годы существования постсоветской России создано слишком мало собственных брендов, в памяти остались в основном советские, отсюда и ностальгия.
Олег Буклемишев, директор Центра исследования экономической политики МГУ
— Значительная часть перечисленных брендов давно превратились в мифы. Спросите тех, кто ездил на «москвиче», а потом пересел на «БМВ» или «мазду», тоскует ли он по старой машине. Никто не отменял разделения труда в мировой экономике. Предложите немцам сделать полностью свою машину — поверьте, даже у них не получится. Я не понимаю этих установок: любой ценой — лишь бы отечественное. Проект российских автомобилей, зато без АБС и подушек безопасности, считаю мертворожденным. Это совсем не то, за что потребитель будет голосовать рублем.
Александр Холодов, автоюрист
— Жителям России рекламировать «Победу», «Волгу» и «Каму» не надо, это говорящие марки. У нас отличная производственная база, не вижу смысла вкладываться в раскрутку новых брендов, когда достаточно помочь развитию тех, что еще на слуху. Однако вряд ли новые старые автомобили должны быть полностью российскими. Скажем, магнитолы можно заказывать и в Китае. А крупные агрегаты должны быть свои, иначе мы опять впадем в зависимость.
Игорь Николаев, главный научный сотрудник Института экономики РАН
— Мы не входим в ту же реку во второй раз, река другая. Когда расцветали «Волги» и «Камы», экономика была плановой. Сейчас она с проблемами, кривая, но все же рыночная. Столь высокий процент респондентов, желающих вернуть старые бренды, объясняется разве что общей ностальгией, всегда возникающей на фоне текущих проблем. Да, когда-то за «москвичами» и даже «запорожцами» советские люди годами стояли в очереди и на отечественных велосипедах катались, но с той поры много воды утекло. Попытки «из принципа» делать полностью отечественные автомобили обречены. Машина без АБС и подушек безопасности в ХХI веке выглядит диковато. Надо ли такое импортозамещение? Без кооперации в современном мире никуда.
Юрий Болдырев, экс-заместитель председателя Счетной палаты
— Готовность радостно спорить о брендах говорит скорее об отсутствии содержательной дискуссии о путях возрождения своего производства, подлинной реиндустриализации страны. Вместо этого — разговоры про «москвичи» и «камы»... Легкомысленное отношение к проблеме наблюдается не только среди простых граждан, но и наверху. Не о том спорим, господа-товарищи! Достаточно сделать хорошую машину — и ее будут покупать. И неважно, как она будет называться.