Как вам такая новость? ГИБДД получит доступ к данным о состоянии здоровья водителей и будет в режиме реального времени узнавать о наличии заболеваний, которые несовместимы с вождением автомобиля. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму.
Сейчас водители проходят медкомиссию раз в 10 лет, а за это время со здоровьем может случиться все что угодно. Оперативный обмен данными между МВД и Минздравом восполнит этот пробел и будет способствовать повышению безопасности на дорогах. Таков аргумент инициаторов законопроекта. Однако скептики опасаются, что в особо умелых руках доступ к медицинским данным может стать инструментом выкачивания денег из водителей.
Что представляет собой типичная водительская врачебная комиссия? Тут возможны варианты. Можно потерять уйму времени и нервов, пытаясь получить справку 003-В/У бесплатно. А можно отдать 5-6 тысяч вхожим в нужный кабинет людям и получить без хлопот заветный документ с подписью и печатью.
Говорю про это не понаслышке. Мой знакомый, от рождения слепой на левый глаз, без проблем получил положительное заключение окулиста из такой комиссии, причем без ограничений. Благополучно получил права, но ездить не стал. Чувство самосохранения оказалось сильнее желания водить автомобиль.
Но эта история — скорее исключение из правила. По дорогам страны колесят тысячи водителей, которых нельзя подпускать к рулю. Что не мешает им и самим ездить, и пассажиров перевозить. За пять лет суды аннулировали по представлению ГИБДД более 100 тысяч водительских удостоверений по причине наличия у их владельцев ограничений по состоянию здоровья.
Передача данных по каналам межведомственного электронного взаимодействия между Минздравом и МВД, предусмотренная законопроектом, будет осуществляться таким образом. Результаты диспансеризаций, освидетельствований, плановой и экстренной медицинской помощи оперативно загружаются в базу данных ГИБДД. Если окажется, что с момента получения водительского удостоверения у человека появились болезни, при которых нельзя садиться за руль, водителю предпишут явиться на внеочередное медицинское освидетельствование, где врачи проверят диагноз. Результаты консилиума станут известны ГИБДД. Неявка на комиссию означает автоматическое аннулирование прав.
Перечень диагнозов, несовместимых с управлением транспортными средствами, широк. Большая их часть относится к психиатрии: деменции, галлюцинации, шизофрения, биполярное расстройство личности, фобии, истерики, вуайеризм, эксгибиционизм, умственная отсталость, эпилепсия и другие расстройства. Или вот по поводу остроты зрения: нельзя водить автомобиль при тяжелой миопии и некоторых видах дальтонизма.
Любая напасть может случиться с человеком после того, как он получил права. Отстранение от руля в зависимости от диагноза может быть как временным, так и постоянным. Однако нетрудно предположить, что появление такого закона подтолкнет водителей к сокрытию имеющихся заболеваний. Люди будут стараться не попадать в поле зрения официальной медицины, что опасно для здоровья.
К тому же далеко не все медицинские учреждения подключены к системе межведомственного обмена данными. Насколько надежным будет оповещение «засветившихся» водителей? Вполне можно допустить, что человек неумышленно пропустил назначенный срок переосвидетельствования, заочно лишился прав — и это может стать предлогом для содержательной беседы с инспектором ДПС.
Да, и еще одно сомнение: если с медицинскими организациями многим водителям удавалось без особых проблем договариваться раньше, то что помешает делать это после вступления в силу нового закона? Да, наверняка стоимость услуги вырастет, но желающие ее получить и оказать все равно найдутся.
А в это время
По данным «Росгосстраха», в России увеличивается число молодых автострахователей и водителей. Аналитики подсчитали, что с июня 2020 года по июнь 2021-го 18-летних автомобилистов, оформивших полис ОСАГО, стало на 25% больше. Стоимость ОСАГО для 18-летних страхователей в «Росгосстрахе» за последний год снизилась на тысячу: если в июне 2021 года она составляла 11 124 рубля, то сейчас — 10 175 рублей.
Чаще всего 18-летние автомобилисты страховали ОСАГО для управления машинами российского производства. Тройку лидеров составляют ВАЗ-2114/2115, ВАЗ-2110/2111/2112 и «Лада Приора». В пятерку популярных моделей у девушек также входят «Калина» и «Гранта», а у юношей — ВАЗ-2107 и ВАЗ-2109. При этом в топ-10 у мужчин не оказалось ни одной иномарки, а у девушек десятку замыкают Hyundai Solaris и Ford Focus. Ранее для снижения риска аварий на дорогах в России предложили вернуть маркировку новичков соответствующими знаками, а также ввести ответственность за агрессивное вождение.