Она – столичная драматическая актриса, играет в театре, снимается в кино, послужной список – более 45 картин. Является действующим режиссером Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна, руководит театральной мастерской. А в эти дни на проходящем 15-22 апреля ХХIII открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» зрители смогут увидеть картину молодого режиссера Юлии Черновой «Скрипка» с Ларисой Крупиной в главной роли. Показы пройдут в Доме кино и на других площадках столицы. Через неделю мы узнаем решение жюри под председательством известного кинорежиссера Александра Прошкина. А сегодня Лариса Крупина рассказывает «Труду» о своей новой работе, о вятских корнях и пути в искусство.
– Лариса Петровна, как вы стали артисткой?
– Мечта стать актрисой зародилась у меня еще в детстве. Родилась я в Кирове ( Вятке), училась в школе, где преподавала русский язык и литературу моя мама – Нина Николаевна. Однажды в школе ставили отрывки из произведений Пушкина, и мне очень понравилось! Затем с 9 лет я стала заниматься балетом в Кировской балетной школе, в классе Валентины Николаевны Корепановой. Приезжал к нам балетмейстер из Ленинграда Леонид Михайлович Молодяшин, он много внимания уделял актерскому мастерству. Помню, я танцевала Марию в балете «Бахчисарайский фонтан». Это была серьезная роль.
– Что было потом с вашей мечтой?
– Училась я в Ленинградском университете, а потом заочно в московском Щукинском училище окончила режиссерский факультет у прекрасного педагога, режиссера Александра Михайловича Поламишева. Еще в моем творческом становлении большую роль сыграли балетмейстер Владимир Павлович, с которым я работала в Ленинграде в группе джаз-танца, и режиссер Московского театра-студии Геннадий Юденич, где я начинала работать как актриса. Я всегда перечисляю эти фамилии, потому что для меня мои педагоги очень важны, именно они вложили в меня частичку своей души, привили высокую культуру. Без них я бы не состоялась как артистка.
– А в кино как попали?
– Первый раз я вступила на съемочную площадку в 23 года в Ленинграде, где тогда получала свое первое образование. Это был сериал «Рожденная революцией». К сожалению, мой эпизод не вошел в картину и я не могу трезво судить о качестве моего самого первого опыта. Съемочный процесс мне тогда не стал близок, поэтому я вернулась в кино довольно поздно по настоянию своих друзей. И пошли предложения эпизодов, а затем и больших ролей. Снималась во многих известных фильмах, где были заняты популярные актеры: Андрей Соколов в «Адвокате», Елена Лядова, Владимир Вдовиченков и Алексей Серебряков в «Левиафане», Денис Рожков в «Глухаре».
– Есть любимая роль?
– Я много поработала в дневных сериалах, которые показывали на одном из федеральных каналов. И там на съемках всегда встречала много серьезных, подкованных, талантливых коллег. А любимая роль – это ослепшая мама в короткометражном фильме режиссера Олеси Дзебисовой «Мама». Оператором картины был мой сын Андрей Кротов.
– Недавно, осенью 2015 года, по телевидению прошел 12-серийный фильм «Чудотворица», где вы сыграли главную роль Матронушки. Что можете рассказать об этой сложной работе?
- Да, роль особенная, утвердили меня сразу. Съемки проходили в Москве. Работали мы на площадке очень слаженно, серьезно, без лишних слов. Прекрасная группа – режиссер, артисты, операторы, художники-постановщики, тщательная работа художников по костюмам. Все это помогало мне как актрисе идти в поиске образа Святой Чудотворицы. Большая ответственность! Мы очень старались.
– Можете рассказать о вашей самой недавней на сегодня работе в кино?
– Осенью прошедшего года снималась в дипломной работе студентки режиссерского факультета ВГИКа Юлии Черновой. Это художественный фильм «Скрипка» по рассказу Виктора Петровича Астафьева «Далекая и близкая сказка». Съемки проходили в рязанском селе Огарево-Почково, а также на соседнем Темгеневском городище. Сюжет картины переносит нас в начало 50-х годов прошлого столетия, в глубинку. Польского скрипача, репрессированного за игру фашистам в ресторане, не отпускают на родину. Он одинок, безработен, болен. В захолустной рязанской деревушке он подружился с мальчиком, который внимательно слушает его музыку. После долгих мытарств мужчина умирает. Сельчане, чтобы похоронить его, решили продать скрипку. Но мальчик осознает, что инструмент должен лежать вместе с хозяином. И в последний момент перед закрытием крышки гроба он успевает положить ее владельцу… Моим партнером был артист Владислав Лабинский.
– Расскажите о своей творческой мастерской.
– Называется она ТМК – Театральная мастерская Крупиной. В ней – профессиональные артисты. Может быть, нескромно называть созданный театр своим именем, но я подумала, что ношу фамилию отца, и пусть она звучит, тем более что придумали название сами ребята из нашего проекта. Театру нет еще и двух лет. В основном мы сконцентрировались на музыкально-поэтическом жанре. Выпустили программы «Фотография на память» к 70-летию Победы, «Жди меня» на стихи Константина Симонова, «Обэриуты. Репетиция», «Посвящение Анатолию Ветрову», «Москва. Любовь». Дали более десяти благотворительных концертов на площадках Москвы, постоянно выступаем в детских больницах. Сейчас репетируем одну из пьес Николая Коляды и спектакль по рассказам О'Генри. Пока работаю в жанре рассказа, но сейчас репетирую еще один моноспектакль.
– Какое выступление особенно запомнилось?
– Они все для меня много значат. Но в год 70-летия Великой Победы мы много раз выступали в библиотеках перед детьми войны, ветеранами.
Актеры Творческой мастерской Крупиной выступают с программой, посвященной Победе
Наша композиция была построена как воспоминание об их молодости. Плакали и мы, и слушатели, среди которых был один профессор-медик, в начале войны оказавшийся с эвакуированной военно-медицинской академией в Кирове, а потом уже отправленный на фронт. На спектакль «Жди меня» осенью пришел сын Константина Симонова Алексей. Он очень внимательно нас слушал, потом сказал в адрес актеров много теплых слов. Эту композицию мы попробуем записать для телевидения. Сейчас к празднику Победы готовим спектакль «Парень из нашего города».
– Лариса Петровна, расскажите о своей работе в театре под руководством Армена Джигарханяна.
– Служу я там с 2008 года. Тружусь как режиссер и актриса. Над спектаклем «Театр. Вечная любовь» работала совместно с режиссером Юрием Клепиковым. Новогоднее представление в этом году тоже я ставила и писала сценарий, артисты работали в фойе перед елкой и на сцене. Занята я и в роли бабушки в детском спектакле «Необычайные приключения Красной Шапочки».
– Вы ведь еще и сотрудничаете с Московской государственной академической филармонией.
– Да, как режиссер выпустила 10 литературных программ с артистами-чтецами.
– На малой родине доводилось ставить спектакли?
– Да, но это было давненько, с 2004 по 2007 год при режиссере Евгении Степанцеве, недавно ушедшем из жизни. В Кировском драматическом театре я ставила «Игру в джин» с Тамарой Ветко и Никитой Третьяковым на малой сцене, спектакли «Мой век», «Ужин с дураком» и «Играем Чехова». Впечатления от работы остались замечательные.
– Часто ли бываете в Кирове?
– Раньше, когда была жива моя мама (она прожила до 90 лет), ездила очень часто. А сейчас приезжаю раз в год, летом. Вятка – мой родной город, и вслед за Бернсом, сказавшим: «В горах мое сердце!», могу смело продолжить: «В Вятке всегда остается моя душа и сердце».