Прошумел День святого Валентина. Чужеземный праздник пришел к нам лет 20 назад, потеряв по пути религиозный смысл и обретя светский, где-то даже легкомысленный характер. В этот день принято с помощью валентинок тайно и явно признаваться в любви, дарить возлюбленным сладости и совместно предаваться радостям жизни. К последним относятся и походы в кино. Почему-то непременно на игривые, с эротической отдушкой комедии, исправно выходящие на экран в этот день. Чрезвычайно плодовитый актер, а теперь и режиссер Кирилл Плетнев (в октябре в прокате была его мелодрама «Без меня») тоже сподобился приготовить праздничное киноблюдо...
В поставленном им фильме «Семь ужинов» семейная парочка переживает кризис отношений. Позади пять лет супружеской жизни. Ребенка нет, секса тоже, остатки взаимопонимания развеялись как сон, как утренний туман. Иначе, похоже, и быть не могло. Алена (Полина Максимова) — роскошная блондинка с потрясающими формами. А кроме того, успешная бизнес-леди с хорошим английским, что в перспективе поможет ей расширить базу поиска нового спутника жизни. Ее муж Евгений (Роман Курцын) — низкорослый задохлик, типичный неудачник, психотерапевт в больнице, переведенный в санитары после конфликта с начальством.
Алена с помощью социальных сетей активно ведет поиски потенциального мужа в дальнем зарубежье и даже почти находит его — богатого, импозантного, но с клапаном в сердце и механическими, как у робота, эмоциями. Женя тем временем якобы преподает в институте, хотя главным образом лежит на дачном диване, прихлебывая коньяк из горлышка заварочного чайника и мучаясь перманентным похмельем. На горизонте маячит развод, которого алкает еще и зловредная теща героя (Елена Яковлева).
К Жене приходит студентка (Анастасия Уколова), готовая ради зачета на все. Но наш герой игнорирует ее сочные прелести, явленные из-под сброшенной шубки. Его внезапно осеняет, что он по-прежнему любит жену. И он решает во что бы то ни стало ее вернуть. Герой сочиняет для Алены красивую небылицу: он якобы написал научный труд, который поможет любой паре восстановить отношения. И предлагает поверить сухую теорию вечнозеленой практикой. Всего-то нужно поужинать вместе семь раз, а потом уже разбежаться навсегда, если терапия не поможет.
Ужины оказываются не простыми, каждая трапеза — со своей изюминкой. Один раз надо на протяжении трех часов вкушать яства с завязанными глазами. Второй раз — объясняясь только жестами. Третий раз — в присутствии постороннего человека, тоже почему-то немого как рыба, зато склонного к решительному рукоприкладству. Четвертый раз — опять вдвоем, но в костюме Адама и Евы, при этом притрагиваться друг к другу возбраняется. Ну и далее что-то в том же странном роде...
Режиссер называет все это романтической комедией. Удивительно, но я ни разу на этой «комедии» не улыбнулся. На фильмах Гайдая, Рязанова, Данелии, Юрия Мамина, Аллы Суриковой, Жоры Крыжовникова захожусь от смеха, а здесь как заклинило. Потому что ни разу не смешно. А большей частью неловко от происходящей на экране суетливой бессмыслицы.
Насчет романтики в фильме тоже негусто. Не считать же романтичной сцену, когда Алена садится к мужу на колени, и ее на наших глазах поднимает в воздух, как домкратом. Ну, вы поняли: это в герое проснулось не только чувство, но и нечто дремавшее. Возможно, кому-то это покажется верхом юмора, романтики и лирики. А по мне, пошлость, почему-то выходящая на экраны с благоволения Минкультуры с застенчивым возрастным ограничением 12+.
Режиссер тем временем продолжает нанизывать сцену за сценой на незамысловатый сюжетный шампур. Но, вопреки зрительским ожиданиям, чуда преображения героев на экране не происходит. Да, Алена с каждой встречей будет выглядеть все сексуальнее, а герой методичными отжиманиями от пола нарастит себе мускулы, но любовной химии между ними как не было, так она и не возникнет до самых титров.
«Настоящую нежность не спутаешь ни с чем, и она тиха», — писала Анна Ахматова, знавшая толк в загадках и тайнах любви. Скандальные выяснения отношений между героями, их драки и крики, дурашливое поливание друг друга шампанским или словесными помоями, расхаживание голышом по даче на радость вновь явившейся студентке, готовой тоже сбросить одежды и «сообразить на троих»: Все эти коллизии, в которые погружают Алену и Женю авторы, делают героев вздорными и мелкими существами, недостойными ни настоящей любви, ни нашего зрительского соучастия в их судьбах.
«В День святого Валентина примерный муж, проводив жену в командировку, решает отдохнуть от семейной жизни в обществе длинноногой красавицы и приглашает ее к себе домой. Но в самый разгар любовной идиллии неожиданно возвращается жена». Это анонс давней комедии Анатолия Эйрамджана «День Святого Валентина», которая заложила основы жанра к празднику всех влюбленных и указала путь остальным. В проложенное русло ринулись многочисленные последователи. И вот 14 февраля, а теперь уже и 8 Марта экран пестрит ржачными, злачными комедиями «про любовь» — и зарубежными, и нашими. На самом деле любовь там больше не живет. Незатейливые интрижки, сексуальные неурядицы... Жаль, в эту струю вписался и Кирилл Плетнев. Его фильм «Жги!», не свободный от недостатков, но эмоциональный и яркий, с хорошо прописанными и сыгранными героями, обещал другое продолжение режиссерской судьбы. Но пока не вышло.