
17 января завершаются Святки — десять радостных дней между Рождеством и Крещением, как бы объединяющие их в один длинный праздник. В древности, кстати, их так и отмечали вместе, как одно большое торжество, 6 января (19-го по новому стилю). Впереди — Крещенский сочельник, который верующие встречают таким же строгим постом, как и канун Рождества. И — непременный поход за освященной водой: для многих водосвятие — главное событие Крещения. Так ли это? Какими еще смыслами и символами наполнен этот праздник? Почему воду на Крещение освящают дважды? И какая вода «сильней» — Крещенская или Богоявленская? Попробуем разобраться...
Вот оно, главное событие Крещения — на фреске XVI века из монастыря Дионисиат на Афоне. Сюжет хорошо известен. Христос пришел на берег реки Иордан, где Иоанн Предтеча крестил тех, кто покаялся: человек заходил в воду по шею и, исповедав пророку очередной грех, окунался с головой, символически смывая его. И так раз за разом. Узрев Христа, Иоанн поразился: дескать, мне надобно креститься от тебя, а не наоборот. Но, услышав, что им надлежит «исполнить всякую правду» (то есть ветхозаветный закон), повиновался и крестил Иисуса. После чего на Христа сошел Дух Святой в образе голубя и прозвучал глас Божий: «Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» Считается, что во время Крещения впервые зримо проявили себя все Лица Святой Троицы, поэтому праздник и получил второе название — Богоявление.
Теперь о его скрытых смыслах и символах. Во-первых, обратим внимание на Иордан. Это важное действующее лицо Крещения: на некоторых древних иконах и фресках его даже изображают в виде седого старца с зеленой ветвью. Есть этот персонаж и здесь, только он заметно уменьшен. Видите, внизу слева, в реке, льет воду из кувшина в сторону, противоположную застывшей в неподвижности фигурке, олицетворяющей море. Сценка имеет двойной смысл. Во-первых, напоминает о предсказании царя Давида: когда Господь войдет в реку, море отхлынет, а Иордан повернет вспять. И, поскольку речь идет о Мертвом море, куда впадает Иордан, ясна и вторая аллегория: приход Спасителя освобождает человечество от уготованного ему течения к смерти.
Кстати, кто бывал в дни Крещения на Иордане, знает: и поныне каждый год на праздник, как только Иерусалимский патриарх освятит воду, река несколько минут течет вспять...
Есть у Иордана и другой сокровенный смысл: это место перехода. Например, из пустыни — в Землю обетованную, который совершили израильтяне вместе с Иисусом Навином (тогда, как записано в Библии, Иордан остановил свои воды перед Ковчегом Завета, и люди перешли реку посуху). Считается, что это событие произошло в том же месте, где через много веков крестился Христос, открыв уверовавшим в него возможность еще одного перехода — в жизнь вечную, то самое Царство Божие, приближение которого пророчествовал Предтеча. А вот и еще один намек на слова пророка о грядущем суде для тех, кто не покается: секира у корней оливы («...всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь»).
Ну и, наконец, взгляните в левый верхний угол фрески, где за происходящим со вниманием наблюдают двое. Это ученики Крестителя, Иоанн и Андрей. После Крещения Господа они оставят учителя и пойдут за Христом, став апостолами и символизируя приход Нового Завета на смену Ветхому...
Но довольно символов. Самое время вспомнить о «визитной карточке» праздника Крещения — освящении воды. Именно оно изображено на гравюре немецкого дипломата Иоганна Георга Корба (на фото внизу), наблюдавшего эту церемонию 6 января 1699 года и записавшего в дневник поразившие его детали. Но прежде — о самой традиции водосвятия.
В первые века христиане воду не освящали. Как писал Иоанн Златоуст (IV век), «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой, и она целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной». Но со временем этой воды перестало хватать, ведь ее использовали и для крещения новообращенных, которых становилось все больше. Тогда и появился обычай освящать воду в храмах накануне праздника, в Сочельник, — так называемое Великое освящение. Второе же водосвятие тем же Великим чином в день Крещения (Богоявления) сначала проводила только Иерусалимская церковь. Но постепенно эта традиция, с «ходом на Иордан» (то есть к любому открытому водоему), распространилась по всему христианскому миру.
В России она вызвала немало споров среди духовенства: не все хотели подчиниться «иерусалимскому уставу». Дошло до того, что патриарх Никон в 1655 году запретил второе водосвятие под угрозой проклятия. Однако в 1667 году на Большом Московском соборе его решение отменили, и обряд возобновился. А на нередко возникавший у прихожан вопрос, какая все-таки вода лучше, Крещенская или Богоявленская, церковь отвечала (и подтверждает сейчас): никакой разницы нет, это просто два названия одной и той же воды, освященной Великим чином в Крещенский сочельник или в день Крещения:
Но вернемся к дневнику Георга Корба. Дипломата поразило, как не похож здешний крестный ход на Богоявление на то, что он видел в Европе. В Московии церемония больше напоминала смотр войск: полк генерала Гордона в ярко-красных кафтанах, Преображенский, где капитаном, в зеленом кафтане, шел царь Петр I, за ними — Семеновский: За каждым полком следовало шесть — восемь орудий и два хора музыкантов.
Изображения из открытых источников
На льду реки Неглинной построили ограду, где собрались 500 роскошно одетых духовных особ. Там проделали прорубь, куда митрополит троекратно, с благословением, опускал зажженные свечи и крест. Потом патриарх, выйдя из ограды, окропил святой водой царя и солдат, прозвучал залп изо всех орудий, и воду в специальных сосудах повезли во дворец царю, патриарху и разным вельможам. Собравшиеся в огромном количестве зрители потихоньку расходились, за исключением смельчаков, которые сразу после освящения ныряли в полыньи и даже (мы видим это на гравюре) плавали в ледяной воде, вызывая у иноземцев ужас, смешанный с восторгом:
Надо сказать, что традиция проводить на Крещение (как и на Пасху с Рождеством) торжественные смотры войск сохранялась в России до ХХ века. Особенно грандиозные крещенские парады происходили в Петербурге при Елизавете Петровне (на гравюре из коллекции Эрмитажа — водосвятие на Неве у Петропавловской крепости в 1746 году) и Александре I.
Конечно, парадами праздник не ограничивался. В столице устраивали большие проруби-иордани — на Ружейном канале, у Невских ворот Петропавловской крепости, у Сената, потом постоянное место было определено у Зимнего дворца. На Неве делали временную деревянную церковь высотой около восьми метров, у Зимнего выстраивались полки армии, гвардии и флота с «хорами музыки», кадеты и пажи. В 11 часов начиналась литургия в дворцовой церкви Спаса Нерукотворного Образа, а затем все выходили на набережную и начинался молебен. Когда митрополит опускал в воду крест, пушки Петропавловской крепости давали 101 залп, а войска салютовали ружейными выстрелами. По завершении водоосвящения митрополит окроплял святой водой знамена и штандарты, императора и всех присутствующих и начинался крещенский парад. При этом, чтобы показать уважение к празднику, Александр I, несмотря на морозы, был в одном мундире, гвардейские части — в зимней парадной форме, но без шинелей и перчаток, а нижние чины — с непокрытыми головами.
Иордань оставалась на Неве три дня. Петербуржцы приходили за святой водой, наливали в бутылки и пили, хотя тогдашняя санитарная инспекция это запрещала: река уже была весьма загрязнена стоками. Примерно до середины XIX века сохранялся и обычай купаться в иордани. Но в 1883 году газета «Здоровье» радостно сообщила, что этот «языческий предрассудок» в столице изжит.
Как оказалось, не навсегда.