Когда Центробанк взялся отпускать рубль и народ потянулся к обменникам, Левада-центр исследовал настроения граждан. «Правительство скорее не сможет (считают 47% респондентов), чем сможет (38%) улучшить положение в стране в течение ближайшего года», — таковы были результаты социологического опроса. Более 60% опрошенных согласны, что «в ближайшем будущем начнется снижение уровня жизни российского населения, экономический кризис».
А вчера наш премьер в Мьянме заочно ответил респондентам. «Никаких мобилизационных мер мы не принимаем. Более того, те решения, которые принял Центральный банк, не имеют никакого отношения к мобилизационному характеру экономики. Наоборот, отказ от валютного коридора и массированной поддержки рубля — это, скорее, либеральная мера», — сообщил Дмитрий Медведев на Восточноазиатском саммите в Мьянме.
На последнем заседании правительства Дмитрий Медведев заявил: «Основные показатели экономики стабильны, резервы, как я уже сказал, для развития и для поддержки есть, банковская система в целом устойчива. Мы как правительство продолжим выполнение всех существующих государственных программ и тех планов, которые мы для себя наметили...»
То есть нет никаких оснований для беспокойства. И это не только заявления, но и парадигма повседневных действий. Вот, скажем, в последние дни Дмитрий Медведев был озабочен возрождением производства фотокамер «Зенит», изменением регламента сдачи экзаменов на водительские права, переводом больничных листов в электронный вид, обсуждал на совещании с вице-премьерами тему открытия при вузах подготовительных отделений для молодых мам. И так далее, и тому подобное.
А между делом дал зеленый свет передаче от налоговых органов в регионы и муниципалитеты закрытой информации о состоянии бизнес-структур, составляющей налоговую тайну. Негативные последствия этого шага стране еще предстоит ощутить. В полном ужасе российский малый бизнес и от предложенных премьер-министром местных «сборов» за право заниматься предпринимательством. Перечисление можно продолжить.
Чего же ждать дальше? Ответа на этот вопрос нет. Отдельные министры правительства пытаются выдавать оптимистичные прогнозы о грядущем росте экономики на 0,5% или даже 1%. Но за счет чего это должно произойти, не говорит никто. Не знают?
Молчит глава правительства, которому по должности положено заниматься стратегическими вопросами экономического и социального развития страны. Подчеркнем: не состояния, а развития. И если президент Владимир Путин постоянно занимается проблемами становления основополагающих отраслей российской экономики — энергетики, судостроения, космоса, — то премьер, судя по всему, отстранился от реальной экономики и не прочь выдавать желаемое за действительное. Чего только стоят бодрые речи перед любой аудиторией, отечественной или зарубежной: «Наши люди начинают привыкать к тому, что в магазинах значительную часть продовольственных товаров составляют наши товары. И это товары хорошего качества!.. Никаких мобилизационных мер мы не принимаем... О нефти я думаю самое хорошее, нефть помогает нам жить...»