Главная Культура 00:26 14 Августа 2015 8545
Звезда по имени Цой

Кинорежиссер Сергей Соловьев – о знаменитом рок-музыканте, трагически ушедшем из жизни четверть века назад

Леонид Павлючик

Двадцать пять лет назад, 15 августа 1990 года, не стало Виктора Цоя — легендарного рок-музыканта, погибшего в автокатастрофе неподалеку от Риги на самом взлете своей судьбы. После работы в кочегарке, после подпольных «квартирников» Цой наконец-то был «легализован» в качестве музыканта, певца, руководителя группы «Кино», которая в последние годы существования Советского Союза собирала многотысячные стадионы. Мощный импульс его популярности придал фильм Сергея Соловьева «Асса», который заканчивался знаменитой ныне песней Цоя «Перемен! Мы ждем перемен». Обозреватель «Труда» попросил Соловьева вспомнить Виктора Цоя и рассказать, «каким он парнем был».

— Боюсь, мне будет трудно это сделать, — признается Сергей Александрович. — Мы не были с Виктором дружны, не вели с ним душеспасительных бесед при луне о смысле жизни, о будущем страны или своем собственном будущем. Он вообще был человек скрытный, недоверчивый, малоразговорчивый, большей частью молчал. Даже когда мы с ним изредка выпивали в компании, это не развязывало нам языки: с ним было хорошо, комфортно молчать, а это и есть высшее проявление полного взаимопонимания. Не рискну сказать, что мы были с ним одной группы крови, но при этом уважительно относились друг к другу и к тому, что делали вместе.

На этом, строго говоря, мои воспоминания можно было бы и закончить. Рашид Нугманов, который снимал его в «Игле», знает о нем так много всякого и разного, что может роман написать. А я знаю только, что никогда не волновался по поводу того, сделает Витя что-то там важное для меня и фильма или не сделает. Знал: он все сделает, как надо. И когда надо было в течение суток собрать десять тысяч массовки для финальной сцены «Ассы», то массовка из его фанатов в нужное время и в нужном количестве была на месте. Вот эта профессиональная надежность — она в нем всегда присутствовала и всегда меня подкупала.

— Как Виктор Цой попал в орбиту вашего интереса?

— Это долгая история про мои взаимоотношения с питерским музыкальным андеграундом, но в итоге меня приобщил к его творчеству Африка (Сергей Бугаев), который, напомню, снялся в нашем фильме в роли Бананана. Он притаскивал на съемки кассеты с его записями. Я тогда не выделял Цоя из его окружения, не понимал, что он особенный. Рядом были Сергей Курехин, Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Тимур Новиков — они были по-своему гениями. Витя даже тушевался среди них, он и сам не воспринимал себя, как особую величину.

Эти люди, как написал бы Булгаков, материализовывались из воздуха. Из воздуха времени. Воздух уплотнялся — и появлялся, допустим, Боря Гребенщиков. Так же появился и Цой. Он спел «Мы ждем перемен», — и материализовался с этими «Переменами». Я попросил его не исполнять эту песню какое-то время, пообещав закончить ею фильм «Асса». Он не стал скрывать недоверие: «Чтобы официальная мосфильмовская картина закончилась такой песней? Не верю». Тем не менее мы сговорились и пожали друг другу пятерни. И оба сдержали свое обещание.

— Горький вопрос: как вы узнали о его смерти?

— Я работал в то время над фильмом «Дом под звездным небом». Помню, снимали поутру ужасную сцену с кровавыми разборками, с убийством. А потом пошли обедать. И вот, сидя в автобусе, ели из алюминиевых мисок казенный харч. А у водителя работало радио. И вдруг что-то там забубнили про Цоя. Я попросил добавить звук. И услышал страшное: не справился с управлением...Вылетел...Улетел...

С тех пор 15 августа 1990 года для меня — рубежная дата, рубежный год. У меня возникло тогда отчетливое и странное чувство, которое я раньше не испытывал, что теперь, после гибели Цоя, в стране все полетит к чертовой матери. И все действительно вскоре покатилось к чертовой матери. Такое вот свойство Витиного участия в жизни тех, кто был с ним знаком, дружен, кто с ним общался и общается посредством его песен, — от него осталось ощущение рока, фатальности, тайны. Чего-то такого, что знал он один и что унес с собой. И что он нам время от времени возвращает своими песнями.

Нельзя сказать, что Цой — постоянная величина в нашей жизни. Иногда он исчезает, его как будто забывают, а в какие-то моменты вновь возникает, возвращается, приходит с невероятной необходимостью. И опять исчезает. Но его волнообразное, скажем так, присутствие среди нас поистине бесценно. Чем больше и чаще я слушаю Цоя, тем больше понимаю, что он настоящий, большой русский поэт, уникальный Художник, не до конца нами еще понятый и разгаданный. В том числе и мною.

— Как вам кажется, это справедливо, что в стране нет настоящего памятника Виктору Цою, что в Питере и Москве нет улицы его имени?

— Строго говоря, Цой в таком памятнике не нуждается. Его песни живут, на Арбате есть Стена Виктора Цоя — и это лучшая память о нем. Памятник нужен не ему, а нам. И гениальный, на мой взгляд, проект такого памятника давно существует. Его придумал скульптор Алексей Благовестнов. Виктор Цой там изображен не с гитарой, что было бы банально и привычно, а на видавшем виды мотоцикле. Одетый в какую-то рванину, он остановился на минуту, зацепился за землю босыми ногами и с некоторым изумлением взирает на нас. По всему видно: он никак не ожидал, что мы окажемся такими идиотами. Вот это изумление, сердечное и доброе, вот это легчайшее касание земли, вслед за которым он оттолкнется пяткой и укатит в только ему ведомые пределы, — в этом весь Виктор Цой.

Я потратил в свое время полгода, ходил по комиссиям, уговорил, в конце концов, Лужкова, что памятник Цою в Москве нужен. Юрий Михайлович в итоге сказал: ищите место. Стали искать, везде натыкались на сопротивление так называемой общественности. Хотели поставить памятник в районе МГУ, где много молодежи, которая любит Цоя. «Как можно, — сказали общественники, — здесь у нас памятник великому Ломоносову, поставить рядом какого-то корейца? Не пойдет». Хотели поставить у «Мосфильма». Тут собрались бдительные местные жители, обеспокоенные тем, что якобы поклонники Виктора Цоя все вокруг загадят и запакостят. «Если вам так нравится Цой, — был их вердикт, — поставьте памятник во дворе своего дома». Конструктивный, нечего сказать, подход. Тем не менее, мы устроили представление памятника на международном кинофестивале в Ханты-Мансийске. Приехала практически вся группа, участвовавшая в создании «Ассы», включая Станислава Говорухина. Станислав Сергеевич признал, что памятник получился весьма удачным, что он стране нужен. И на этом все закончилось. Но если даже он, не последний человек в государстве, не может сдвинуть ситуацию с места, то я тем более бессилен.

— Боюсь, что сегодня, когда один отвязный депутат заявил, что Виктор Цой работал на ЦРУ, перспектива появления такого памятника вообще малореальна. А почему бы о Цое не снять фильм? Такая яркая жизнь, такая драматичная судьба...

— Что касается идиотских обвинений Виктора Цоя в работе на ЦРУ, то ко мне даже серьезные с виду люди приходили с серьезного канала и на полном серьезе задавали вопросы, знал ли я, работая с ним бок о бок, что Цой был завербован западными спецслужбами. Я ответил тогда, что рад и горд за ЦРУ, у которого, оказывается, были агенты такого высокого творческого калибра. И теперь, добавил я, мне стал понятен смысл его загадочности, молчаливости и скрытности. Ну, и дальше я еще минут пятнадцать стебался в таком же ключе.

Разумеется, Цой не был никаким иностранным агентом, он был русским патриотом, человеком, глубоко укорененным в русскую культуру. И он, разумеется, заслуживает серьезного художественного биографического фильма, но я не знаю, кто бы мог его сегодня поставить. Он ведь был, по большому счету, человеком-иероглифом. В веренице музыкальных пророков, среди которых можно вспомнить Вертинского, Галича, Визбора, Окуджаву, Высоцкого, Цой в этом списке — человек восточный. Сегодня мне понятно, что это вещь тоже не случайная. Кто бы смог разгадать эту и другие загадки Виктора Цоя — я не знаю. Сам я, во всяком случае, на такой фильм не отважусь. Ну, если только на деньги ЦРУ, которое сделает меня своим агентом, протырит меня в Голливуд и обеспечит бешеный гонорар. Это я, разумеется, шучу. А если серьезно, то время для фильма о Викторе Цое, думается, еще просто не пришло.

Несколько интересных фактов из жизни Цоя

Виктор Цой родился в Ленинграде в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Гусевой и инженера корейского происхождения Роберта Максимовича Цоя. Он был единственным ребенком в семье.

После исключения за неуспеваемость из художественного училища имени Владимира Серова поступил в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву. Впоследствии профессионально вырезал из дерева фигурки нэцкэ.

В молодости был поклонником Михаила Боярского и Владимира Высоцкого, позднее Брюса Ли, имиджу которого начал подражать. Одевался всегда в черный цвет. Увлекался восточными единоборствами и часто дрался «по-китайски» с гитаристом группы «Кино» Юрием Каспаряном.

Первую профессиональную поддержку Виктору Цою оказал Борис Гребенщиков, который заметил его поющим под гитару в электричке и предложил свою помощь.

Виктор Цой снялся в нескольких фильмах. По результатам опроса журнала «Советский экран» за исполнение главной роли в фильме «Игла» он был признан лучшим актером 1989 года.

Столкновение автомобиля «Москвич», на котором ехал Цой, с рейсовым автобусом «Икарус» произошло в 12 часов 28 минут 15 августа 1990 г. на 35-м километре трассы Слока — Талси. Автомобиль двигался со скоростью не менее 130 км/ч. Виктор Цой не справился с управлением. Его смерть наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал. Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем, вероятно, от переутомления.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9383
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7106
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?