История успеха программы телеканала «Че» «Утилизатор» и ее ведущего Юрия Сидоренко проста и удивительна. Автомеханик с 25-летним стажем решил попробовать себя в качестве телеведущего, придумал совершенно оригинальный телепроект, принес на канал, и сразу, после пилотных выпусков, стало понятно: попадание — в десятку. Сейчас творческая группа «Утилизатора» отправляется на съемки нового, пятого сезона проекта. Перед стартом вояжа по северу России ее ведущий Юрий Сидоренко поделился с «Трудом» планами, мечтами и воспоминаниями о первых и самых незабываемых автоэкземплярах в его карьере.
— Юрий, вас смотрят автолюбители, у которых нет возможности часто покупать новую иномарку. Хочется, чтобы машина и служила долго, и выглядела отлично. Какие советы им можете дать вот так, с ходу?
— Самое главное — относиться к машине как к живому существу. Регулярно мыть: ежемесячно летом и пару раз в месяц зимой. Вовремя менять масло в двигателе, для чего лучше ездить к проверенному мастеру, который знает вас, машину, сделает действительно то, что необходимо, и лишнего не накрутит. По поводу каких-то особых хитростей — они разные в каждом конкретном случае. Единственное, что я всем водителям рекомендую: перед началом движения обязательно проверить уровень жидкостей всюду, где она есть, — в тормозах, системе охлаждения, двигателе, а также посмотреть, работают ли фары и дворники.
— Как считаете, может ли рухлядь на колесах стать реально крутым экземпляром и составить конкуренцию новому авто, если с ней грамотно поработать?
— Стать экземпляром — конечно. Я часто сталкиваюсь с раритетными машинами, в том числе нашими родными «москвичами», «жигулями», «запорожцами», «волгами», «победами». Они даже в своей исходной комплектации, не сильно прокаченные, смотрятся на дороге очень достойно. Во всяком случае другие водители оборачиваются на них не меньше, чем на крутую иномарку. Но конкуренцию по техническим данным эти дедушки отечественного автопрома, конечно, новому автомобилю не составят. Эти машины — для другого, они для души.
— Какие самые сложные экземпляры попадались вам за историю ведения передачи? Бывали ли совсем безнадежные случаи, когда вы и команда понимали, что, как тут ни старайся, у этого хозяина из его древней любимицы ничего не выйдет?
— Ни разу такого не было! Вывод: любая машина подлежит ремонту. Вопрос только в степени трудоемкости процесса. Мы же в передаче не восстанавливаем машины до их первоначального состояния, а просто приводим в порядок, насколько это возможно. Изначально человек вообще приезжает на программу, чтобы продать мне свою старую машину как можно дороже, но это сделать довольно сложно, потому что торгуюсь я нещадно. Потом — выиграть как можно больше денег, сыграв со мной в викторину, и в конце программы ярко утилизировать свой автохлам. Но в процессе общения я стараюсь найти те нити, которые связывают владельца с его машиной, и предлагаю: либо он получает деньги и мы уничтожаем машину, либо на эту же сумму ремонтируем ее. И вы знаете, достаточное количество людей выбирают восстановление. Вот есть, например, 80 тысяч, и все, что на них можно сделать, мы делаем. Полмашины покрасили, на полмашины не хватило, потому что надо было еще с двигателем повозиться. И все на этом.
— Как думаете, в чем секрет популярности программы? Ведь вас смотрят даже те, кто в ремонте авто не нуждается.
— Думаю, программа привлекает своей честностью. Аналогов нашего шоу, могу сказать с полной ответственностью, не существует, это полностью оригинальный формат. Придуманный и сделанный с нуля. Конечно, в основном нас смотрят те, кто имеет очень старую машину, практически хлам, и не совсем понятно, что с ней делать: выкинуть жалко, а вкладываться в ремонт вроде бы нет смысла. Вот у таких людей есть реальный шанс попасть и в саму передачу. А кроме того, это еще и интересное событие, успех, возможность почувствовать себя героем. Когда мы приезжаем во двор, у людей праздник: собираются, смотрят, помогают. Восстановление автомобиля, безусловно, очень яркая, но совсем небольшая часть программы, а основное — это общение, торг, выяснение истории взаимоотношений участника с его машиной. Кого-то на ней дедушка учил ездить, кому-то папа передал по наследству, кто-то с ее помощью жену из роддома забирал. Через автомобиль мы многое узнаем о жизни человека, и это не оставляет равнодушными зрителей.
— Вы ездите по всей России, встречаетесь с жителями самых разных регионов. Происходило ли что-то курьезное, такое, что, может быть, даже не попало в эфир?
— Забавных случаев очень много, они разнообразны, потому что люди разные, хотя — может, мы просто везучие — всюду очень добрые и отзывчивые. Все почему-то хотят нас непременно накормить, многие приглашают отдохнуть, даже пожить у себя. Помню, во время одной из поездок мне пришлось менять колодки на своем УАЗе прямо посреди города. Собралось столько людей, не верящих, что я действительно автомеханик и все могу сделать сам. В другом городе пришел мужчина и описал симптомы: «У меня немецкая машина, она не заводится». Я ему советую: надо сделать то-то и то-то. Он сомневается, я подбадриваю: «Точно, точно — попробуйте, не зря вам говорю, я хорошо знаком с этими машинами». На следующий день он приезжает очень довольный и сообщает: «Вы знаете, завелась». Приятно!
— Выходит, вы можете, даже не глядя на машину, сказать, что с ней не так?
— Ну это, если честно, было немножко пальцем в небо, но, с другой стороны, есть же определенный алгоритм, симптомы, характерные для каждой модели. Мы начинаем смотреть, помогает или нет. Как правило, помогает. Если нет, разбираемся дальше и находим причину.
— Сами-то на чем ездите?
— Я же сказал, на УАЗе. Он у меня не для программы — для жизни.
— А первую свою машину помните? Где она сейчас?
— Конечно же, помню: ВАЗ-2101 1976 года выпуска. Думаю, никто из автовладельцев такое не забывает. А вот жива ли, не знаю — сейчас я уже потерял все нити, потому что продал ее своему другу, он продал своему другу и так далее. Надеюсь, что с ней все в порядке даже по прошествии 40 с лишним лет со дня рождения.
— А как вы, автомеханик с 25-летним стажем, попали на ТВ?
— Придумал программу, принес проект, он заинтересовал канал. Сняли пилотную версию, немного докрутили — и пошло дело. С первого же сезона у нас появилась постоянная аудитория. И вот уже пятый сезон собираемся снимать.
— Чем в нем удивите зрителей? Будут ли нововведения, сюрпризы?
— Обязательно будут! У нас, при сохранении главной линии, немножко меняется формат, мы добавляем больше информации про участников — чтобы лучше понимать их, передавать их эмоции. Ну и истории машин будут новые, интересные.
— Насколько знаю, у вас есть собственный автосервис?
— Мы как раз в нем и ремонтируем те машины, что вы видите на экране. Это вполне реальное предприятие, с настоящими, а не ряжеными сотрудниками. И атмосфера, которую вы чувствуете в передаче, — это атмосфера нашего сервиса. Мне важно, чтобы те, кто в нем побывал, уехали оттуда с добрыми чувствами, стали потом моими друзьями, звонили бы, писали, спрашивали совета. Никогда никому не отказываю, всем отвечаю. Это и есть моя основная профессия: я — автомеханик, а уж потом телеведущий.
— Сейчас лето, пора отпусков и путешествий. Куда вы поедете? И часто ли совершаете автопробеги?
— Отпуск мне пока не светит, но поездки намечены — в Красноярск, Кемерово, Омск и так далее. Едем снимать новый сезон. И так с июля по октябрь. Но и просто путешествовать, без телекамеры, я люблю. Разумеется, не один, а с семьей, это для всех нас очень большое удовольствие. Маршрут выбираем не очень далекий, километров 500-600 — и просто едем по дороге, где-то останавливаемся перекусить, отдыхаем... Что может быть лучше дороги?
— А чем вы еще увлекаетесь помимо авто?
— Самое важное в жизни — это семья, близкие люди. А где семья, там дача, грибы — когда на это есть время. Люблю своими руками делать мебель, занимаюсь этим уже 15 лет. И столько же — КВНом. И сейчас нередко приглашают на эту программу помочь с креативом, подрежиссировать.
— А сами телевизор смотрите?
— Довольно-таки редко, в основном детские каналы — понятно, вместе с детьми. Это очень прикольно: потом, когда начинаешь с людьми обсуждать телепрограммы, сразу видно, у кого есть дети, а у кого нет. Часто фоном у меня идут «Уральские пельмени». Я этих ребят прекрасно знаю, мы много пересекались по КВНу, когда я в него играл. Это как раз тот юмор, который мне нравится, он простой, про нас. Обожаю смотреть разные импортные сериалы — если, конечно, есть время.
— Зрители знают вас также по проекту «Деньги, секс, радикулит», где вы мощно продемонстрировали себя в стиле стендап-камеди. Может, вам попробовать себя в Comedy Club?
— Это вряд ли. Программа «Деньги, секс, радикулит» мне очень нравилась, там были люди одного со мной возраста и общались мы на одной волне. Но выходить и бороться с молодыми, дерзкими, веселыми мне было бы довольно-таки сложно. Меня там могут просто не понять. Я и сам иногда не понимаю юмор молодых ребят. Это нормальная ситуация. Каждый должен заниматься тем, что ему близко. Без этого очень трудно вырулить к успеху.