Конечно, не в деньгах счастье, вот и Остап Бендер это когда-то понял. Но и без них как-то не очень... Согласно исследованию SuperJob, для счастья среднестатистическому россиянину хватило бы 173 тысяч рублей в месяц. Является ли такой доход гарантией счастливой жизни или нам вечно чего-то недостает?
Павел Пожигайло, первый зампред комиссии Общественной палаты РФ по демографии
— У меня есть возможность обеспечивать свое большое семейство, в котором восемь детей. Мое счастье не зависит от материальной компоненты. Мне важно ощущать, что я делаю правильные вещи, помогаю людям — будь то усилия для семьи или общественная работа. И, когда придет час, главное — уйти с чистой совестью.
Никита Масленников, ведущий эксперт Института современного развития
— Деньги важны, но они не гарантируют благополучия. Гражданам требуется качественное и доступное здравоохранение, возможность повышать квалификацию, учиться новому. Характерно, что большинство россиян в трудную минуту полагаются скорее на поддержку знакомых и близких, чем на государство. Оно вроде бы постоянно раздает кому-то небольшие суммы — то матери-одиночке немного подбросит, то ветерану — десятку к празднику, но системности, стратегии на повышение уровня жизни общества я не вижу. Почему? Мне для счастья как раз не хватает ответа на этот вопрос.
Анатолий Вассерман, политический консультант
— Давно сказано: не в деньгах счастье, а в их количестве. И это не только шутка. Мой жизненный опыт подсказывает, что без них обеспечить себе счастливую жизнь очень трудно. Спокойная уверенность в настоящем и будущем достигается возможностью думать не только о бренном. Конкретную сумму я вам не назову. Уверен лишь: когда мне понадобятся деньги, я смогу их заработать.
Максим Кононенко, публицист
— Кому-то не хватает на еду, а кому-то на яхту. Мне на еду хватает, а на яхту нет, но буду ли я счастливее, став ее обладателем? Не уверен. Когда после института в 90-е я работал программистом, нам по полгода не платили зарплату. Меня кормила будущая жена на свою стипендию. И мы были вполне счастливы. Сейчас, когда есть дом и основные блага, у меня заметно прибавилось забот, ведь все это добро надо содержать. Тех, кто думает, что с зарплатой под 200 тысяч он обретет счастье, я должен огорчить: оно не наступит. Чем больших материальных высот достигаешь, тем сильнее развивается аппетит. Так что в некотором смысле самые счастливые те, у кого ничего нет.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации
— Многим 173 тысячи рублей кажутся запредельными деньгами потому, что доход основной массы граждан колеблется вокруг 30 тысяч. Я москвич, и мое материальное существование не показательно в качестве иллюстрации среза русской жизни. Для счастья мне не хватает нематериальных благ. Я бы хотел иметь возможность жить в стране, где власти служат людям, а не стремятся их подавлять сознательно или случайно.