Ничто нас, россиян, не объединяет больше, чем святой праздник 9 Мая. Смотришь, как в столицах и райцентрах, на дальневосточных и западных рубежах, на седом Урале и в Крыму выходят миллионы людей с фотографиями родных фронтовиков — и сердце сжимает общей болью и гордостью. И с безоговорочной ясностью понимаешь: мы вместе, мы — народ, мы были и будем. Но в этот день становится очевидней и линия раскола между теми, кто в колоннах, и теми, кто злобно шипит им вслед.
Боже упаси звать под знамена «Бессмертного полка» всех и всякого. Вот уж чего не надо в этот день, так это казеннного, натужного или лицемерного единодушия! Не хочешь в толпе — сядь на кухне, налей стопку, помяни дедов и отцов тихим благодарным словом. Не надо за Сталина, выпей за родных, они-то перед тобой ничем не провинились. Не хочешь поминать — так никто тебя не неволит. Езжай на дачу или за рубежи, да хоть в Киев припасть к общечеловеческим ценностям. Но зачем оскорблять миллионы своих соотечественников только за то, что они гордятся Победой и хотят в день благодарной памяти быть вместе?
Чем дальше уходят от нас фронтовики в последнем марше, тем ожесточеннее стреляют им в спину те, кто норовит переписать историю, объявить черное — белым, победителей фашизма — злодеями, а мерзавцев — благородными борцами с тоталитаризмом. Не будем говорить о деятелях, кто согласно новой государственной политике покровительствует недобиткам из карательных батальонов, объявляет детский концлагерь в Даугавпилсе «исправительно-воспитательным учреждением» и зачисляет в герои бандеровцев. Таких уже и могила не исправит. Взглянем на своих как бы соотечественников. Которых с каждым Днем Победы все больше корчит от уже не скрываемой злобы.
Наблюдая за нынешней истерикой в соцсетях, в эфирах и на страницах особо либеральных СМИ, я то и дело вспоминал монолог таксиста из балабановского «Брата-2»: «Что ж такое, были же люди как люди, и вдруг все сразу стали кретины! Парадокс:» Вроде бы совсем недавно либеральные властители дум как-то пытались держать себя в руках, тонко иронизировали над промахами власти, задавали ей накипевшие вопросы, под которыми мог подписаться любой житель страны. Но вот накануне 9 Мая соцсети накрыло мутной истерической волной.
Известные и не очень персонажи проклинали самый святой для народа праздник, возмущались тем, что государство тратит деньги на «бессмысленную демонстрацию разнообразных железных приспособлений для убийства людей» (это, если не поняли, про парад на Красной площади). «Жуткие застывшие улыбки на лицах марширующих. Видимо, чтоб уж совсем не походить на Северную Корею, сверху дали команду улыбаться, словно пальцами рот каждому раздирали!» — комментирует кадры с парада в блоге звезда разговорного жанра с известной московской радиостанции.
А особую ненависть у этой возбужденной публики вызвала величественная акция «Бессмертный полк». Просто невероятно для мальчишей-плохишей выглядят кадры с улиц Москвы и других городов, где тысячи и тысячи людей нескончаемым потоком идут с портретами своих фронтовиков. С чего вдруг они вышли? «Все знают, что на «Бессмертный полк» в Москве собирают массовку по 800 рублей, — информирует общественность газета. — Но не все обратили внимание на то, что объявлений два — во втором уже за тысячу рублей собирают участников массовки с красивыми и одухотворенными лицами. При помощи калькуляции массовки была эмпирически выведена цена одухотворенности — это двести рублей...» — ехидно заключает автор, комментируя провокационное объявление фирмы-однодневки.
Я был свидетелем, как москвичка в годах, принимавшая нынче участие в марше с портретом отца, прочитав рассуждения о «проплаченных статистах», заплакала: «Ну как же он мог такую мерзость про людей подумать и написать?!» Это она еще не видела оголтелых заметок экс-журналиста другой известной московской газеты, ныне переехавшего творить в Киев: «Идут, как бараны, взрослые люди, жалкое зрелище... Этот стадный инстинкт достоин только презрения. «Бессмертный полк» — это парад дураков...» Как вам такая тирада?
Да, больше всего их бесит даже не Путин и не русская армия, обретающая чувство достоинства. Главный упрек обращен к народу России, который вместо дня скорби и печали, как это ему предлагается, 9 мая празднует День Победы. Да еще смеет этой Победой гордиться. Как же так? Почти три десятилетия либералы всех мастей в статьях, книгах и фильмах внушали нам чувство стыда за нашу историю, доказывали, что воевала Красная армия бездарно, командовали в ней тупицы, а победил СССР лишь благодаря заградотрядам с пулеметами и шрафбатам. И что пол-Европы освободили и Берлин повергли орды грабителей и насильников со звездочками на пилотках...
Именно так выглядит история Великой Отечественной, которую нам навязывали в том числе и те, кто сегодня негодует в блогах и призывает к покаянию перед «цивилизованным миром». Однако в народном сознании победила другая история — показанная в прекрасных отечественных фильмах и книгах, а главное, услышанная от собственных дедов и родителей, которым, слава богу, веры больше, чем всем вместе взятым пропагандистам. Наверное, это обидно: после 30 лет либеральной промывки мозгов получить на выходе миллионы россиян с фотографиями героических предков. Поневоле ударишься в истерику.
Ватники — и креативный класс. «Уралвагонзавод» — и защитники «творцов», похабно кривлявшихся в храме Христа Спасителя и пригвоздившего собственные гениталии к брусчатке у кремлевской стены. Возвращение Крыма — и пармезанные страдания. Возникший в тайге космодром Восточный — и нескрываемое злорадство по поводу переноса запуска... Привычное противостояние вышло на новый уровень в нынешнем мае. Трудно представить, чтобы такая идейная оппозиция могла бы рассчитывать хоть на какой-то приличный процент голосов избирателей, так противопоставляя себя народу. Который, как бы они там в своих блогах ни брызгали слюной, в России есть и никуда не денется. Получается, бороться политическими методами они и не собираются. Надеются на чужого дядю, который поставит на место много о себе думающую Россию? Тут, кстати, уместно вспомнить заявления лидеров либеральной «оппозиции» на их недавнем шабаше в Вильнюсе, где они открыто продекларировали введение оккупационного режима в России.
То, что происходило в эти майские праздничные дни, только углубило и без того бездонную пропасть между «тусовкой» и народом. Явленные миру патриотизм и единение россиян вызвали столько желчи и злобы в этой самой «тусовке», что стало понятно: вместе нам уже не сойтись.