Многие сегодняшние жители Дальнего Востока и Забайкалья никогда не были в Москве и в Санкт-Петербурге. Такая обособленность нашла даже ученую формулировку: "островной синдром". Из-за огромной удаленности от западных районов страны и высокой стоимости проезда подавляющая часть дальневосточников лишена возможности добраться до центральной части России. То, что было нормой в советские времена, стало редкостью и роскошью во времена нынешние. Теперь дальневосточная молодежь намного лучше знакома с городами Китая, Кореи, Японии, Юго-Восточной Азии, чем с российскими мегаполисами и курортами за Уралом.
Губернаторы-дальневосточники не раз ставили перед федеральной властью эту проблему. Предлагалось субсидировать перелеты для работников бюджетной сферы, установить существенные скидки в период каникул для школьников и студентов. Наверху до сих пор обдумывают эти предложения...
Специалисты полагают, что сблизить Дальний Восток с Сибирью и европейской частью страны позволит новая федеральная автотрасса "Амур", которая строится между Читой и Хабаровском. Сейчас чуть ли не каждая семья имеет авто, и по хорошей дороге можно будет быстро одолеть огромные расстояния. Когда это будет? Сегодня же отрезок федеральной трассы между Хабаровском и Читой вызывает у автомобилистов зубовный скрежет - и в переносном, и в буквальном смысле. Мой знакомый Александр, перегонщик японских авто из портов Приморья в города Сибири, поделился своими впечатлениями.
- Мне, конечно, рассказывали о том, что дорога от Хабаровска до Читы никакая. Но я и представить себе не мог, что настолько. Вскоре я уяснил простую истину: движение вперед требует нескольких рулонов лейкопластыря и хорошего знания матерного языка. Что же касается самой дороги, то она мало изменилась за те пять лет, что я с ней знаком. Все те же камни, ямы, пыль...
А на вопрос об официально открытой трассе Чита - Хабаровск Александр ответил презрительной ухмылкой. Зато поделился опытом.
- Сначала перегонщики останавливаются, чтобы обмотать своего "железного коня" полосами из лейкопластыря и скотча. Тщательно обматывают фары, кузова, задние и боковые стекла. Сама "федералка" вроде бы достаточно широкая, но машины по ней, как правило, движутся небольшими колоннами и вдоль обочины. В центре - сплошь колдобины. По краю дорога почему-то мягче, трясет меньше и колеса не так страдают. Однако есть риск улететь в кювет. Вся эта "дорога смерти" под названием "федеральная трасса" требует от водителя максимальной сосредоточенности и мужества. Щебенка неустанно жует шины, видимость из-за вечной пыльной завесы нулевая. Хорошо, что перед отъездом из Владивостока я купил еще один комплект резины. На том скальнике, по которому пришлось ехать, я оставил три колеса. Когда я выбрался на асфальт неподалеку от Читы, у меня вдруг лопается единственная оставшаяся старая шина, и автомобиль летит в кювет. Слава Богу, каким-то чудом удалось удержать машину от переворота, и я не упал на крышу. Итог - разбитая и поведенная "морда", погнутые рычаги передней подвески. Перегонщики пролетают мимо (останавливаться в таких случаях не принято), и только местный пастух, видевший все своими глазами, поспешил на помощь...
- На то, чтобы автотрасса "Амур" протяженностью более 2 тысяч километров стала похожей на нормальную дорогу с твердым покрытием, уйдет примерно 2,5 года, - оптимистично заявил министр транспорта Игорь Левитин. По словам чиновника, в ближайшие два года на дороге начнутся активные работы, масштабы которых беспрецедентны для России. А выражение "стала похожей на нормальную дорогу" звучит очень интригующе. А самое интересное - что чиновники уже однажды объявляли о том, что трасса Чита-Хабаровск построена. Перерезались ленты. Даже свозили на нее Путина и в торжественной обстановке показали ему отрезок асфальтированной трассы. Если бы президент проехал чуть дальше, он бы наверняка вспомнил Гоголя с его обозначением двух вечных российских бед.
В реальности значительная часть этой трассы до сих пор представляет собой песчано-гравийную насыпь, по которой можно проехать с гарантией разве что на танке. Если называть вещи своими именами, то после всех речей и литавр сегодня автомобильного сообщения между европейской частью России и Приморьем не существует.
Чтобы довести трассу "Амур" до приемлемых кондиций, то есть всю асфальтировать, надо 34 миллиарда рублей. Два года назад на ее строительство было выделено 6 миллиардов рублей. Если такими темпами осваивать эти средства, вряд ли построим дорогу и к середине века.