Сегодня в Центральном доме кино состоится вручение национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон». Церемония пройдет уже в 19-й раз. В этом году кинокритики решили открыть премиальный сезон первыми. И тем самым задать некий вектор в оценке фильмов прошлого года, который, напомню, был Годом российского кино. Отношение к итогам этой акции Министерства культуры у критиков оказалось неоднозначным: одни сочли, что Год кино не оправдал надежд, другие, в том числе и обозреватель «Труда», посчитали, что наша киноиндустрия сделала уверенный шаг вперед. Достаточно сказать, что в прошлом году был снят 141 отечественный фильм — это своего рода рекорд для нового российского кино.
Среди этой обоймы картин, как водится, было немало серых, невыразительных лент, пролетевших и мимо фестивалей, и мимо проката. Но было и немало удач. В итоге голосования активно действующих кинокритиков, киноведов, киножурналистов в шорт-лист «Белого слона» вошло 12 картин. Лидером по числу номинаций стала военная драма Андрея Кончаловского «Рай», которая, в случае удачи, может завоевать сегодня вечером восемь статуэток. В том числе за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшую операторскую работу (Александр Симонов), лучшую женскую роль (Юлия Высоцкая).
На втором месте с семью номинациями оказался «Ученик» Кирилла Серебренникова. Помимо прочего, он заявлен в категориях «Лучший фильм», «Лучшая женская роль» (Виктория Исакова), «Лучшая операторская работа» (Влад Опельянц), «Лучшая женская роль второго плана» (за этот приз поборются две замечательные актрисы «Гоголь-центра» — Юлия Ауг и Светлана Брагарник). На пять статуэток претендует «Зоология» Ивана Твердовского, в том числе в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий», «Лучшая главная женская роль» (героиня нашей недавней публикации в «Труде» актриса Наталья Павленкова). Среди претендентов на призы «Белого слона» также фильмы «Франкофония» Александра Сокурова, «Монах и бес» Николая Досталя (по три номинации), «Коллектор» Алексея Красовского (две номинации).
Характерно, что в шорт-лист «Белого слона» не попал ни один из широко разрекламированных российских блокбастеров, на которые делало ставку Минкультуры. Мои коллеги достаточно дружно и, как мне представляется, справедливо проигнорировали высокобюджетные, но, увы, далекие от художественного совершенства фильмы «Экипаж», «Ледокол», «28 панфиловцев», «Землетрясение», сделав исключение только для «Дуэлянта»: в шорт-лист «Белого слона» попал художник фильма Андрей Понкратов. Невероятно, но факт: организаторы национальной премии «Золотой орел», которые объявили своих номинантов вслед за кинокритиками, перевернули эту пирамиду вверх тормашками. Они вовсе не заметили фильмы «Зоология» и «Коробка» (ни одной номинации), скромно оценили «Ученика» (три номинации), а ведь эти ленты представляли наше кино на крупнейших международных фестивалях и завоевали для России десятки престижных наград.
Зато организаторы «Золотого орла» возвел в ранг высоких творческих достижений проигнорированные критиками блокбастеры. В итоге у «Экипажа» на «Золотом орле» аж 10 номинаций, у «Дуэлянта» — девять, у «Ледокола» — восемь. Чем покорили сердца экспертов «Золотого орла» эти высокозатратные картины, понять трудно. Допустим, «Экипаж» еще принес его создателям прибыль в прокате, а «Дуэлянт» вкупе с «Ледоколом» и фестивальных наград не снискали, и только половину своего бюджета с трудом вернули.
Можно было бы предположить, что «Белый слон» и «Золотой орел» поклоняются разным творческим богам, что у экспертов двух премий — диаметрально противоположные взгляды на задачи искусства. Но, похоже, общие критерии у нашего киносообщества все-таки еще не потеряны. И кинокритиков, и академиков «Золотого орла» в итоге объединил «Рай» — авторский черно-белый фильм Андрея Кончаловского, посвященный теме холокоста. Снятый уверенной рукой большого мастера, гуманный в своем художническом посыле, «Рай» вслед за восемью номинациями на «Белом слоне» получил еще и шесть главных номинаций на «Золотом орле».
Думаю, что и премия «Ника», которая пока не объявляла своих номинантов, тоже не пройдет мимо этого глубокого и яркого фильма. Интуиция подсказывает мне, что Кончаловский станет не просто фигурантом, а фаворитом трех главных отечественных кинопремий. Не исключено, что уже сегодня Андрей Сергеевич въедет в юбилейный для себя год (летом ему исполнится 80 лет) на «Белом слоне».