Крымскую наступательную операцию, которую Красная армия блистательно завершила 12 мая 1944 года, военные историки называют мастер-классом — как надо вскрывать, казалось бы, неприступную оборону противника. В качестве наглядного пособия они советуют фильм «Третий удар», который вышел всего через четыре года после тех событий. И не так давно рассекреченные архивные документы Минобороны РФ. Давайте на их основе и впрямь попробуем понять, как это бывает, когда воюют не только числом, но и уменьем.
Каждый раз, когда вижу диораму «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» (ее фрагмент на фото вверху), вспоминаю разговор с таксистом, который вез меня в Севастополь. Дело было летом 2019-го, в Крыму недавно отпраздновали 75-летие освобождения от оккупации. К этой дате опубликовали очередные документы Великой Отечественной, которые Минобороны рассекречивает с 2007 года, в том числе и о Крымской наступательной операции. Водитель, пожилой дядечка, кипел от возмущения: «И мне раньше рассказывали, и я потом говорил туристам, что в боях на Сапун-горе погибли десятки тысяч наших бойцов. А теперь читаю — 300, что ли... Вранье!»
Да, у нас до сих пор сохранилась привычка подчеркивать значимость победы количеством отданных за нее жизней. Битва за Москву, Сталинград, Курская дуга, прорыв блокады Ленинграда. Даже 250 дней обороны Севастополя в 1941-1942-м, где победы не случилось: Важнейшие сражения — и огромные потери. В этом ряду Крымская наступательная операция стоит особняком. 35 дней ожесточенных боев, когда был освобожден весь полуостров, включая город-крепость Севастополь, унесли около 17 700 жизней — не так много по меркам той войны. Особенно если учесть, что пришлось взламывать выстроенные врагом мощные линии обороны на Перекопе и в Керчи. Историки Великой Отечественной считают Крымскую операцию первой, которую Красная армия провела по всем канонам военного искусства. Многие из опробованных тогда тактик, приемов и хитростей активно использовали позже — например, при операции «Багратион», обернувшейся самым крупным поражением вермахта.
Фото из открытых источников
В сводки Совинформбюро Крым возвратился в ноябре 1943 года. Вот первое сообщение: «На Перекопском перешейке войска 4-го Украинского фронта, преодолев Турецкий вал, прорвались к Армянску». Вслед за этим последовала информация о захвате 51-й армией плацдармов на южном берегу Сиваша, недалеко от острова Русский, и о высадке десанта гвардейцев Отдельной Приморской армии на востоке полуострова, близ Керчи (отмечены синим на карте). Дальше продвинуться не удалось, зато эти плацдармы укрепили танками и артиллерией для штурма, который наметили на март 1944-го. А паузу использовали для подготовки: после потерь в боях по освобождению правобережной Украины в стрелковые дивизии поступило много новобранцев.
Вот, например, как тренировал свои войска на Перекопе командующий 2-й Гвардейской армией генерал Захаров — на этом участке, южнее Армянска, противник создал четыре линии укреплений. Гвардейцы построили точные копии их траншей, окопов, ДОТ, проволочных заборов, минных зон. И начались учения. Вплоть до занятий бегом, чтобы за полторы-две минуты преодолевать 150-200 метров, отделявших наши окопы от вражеских: за это время немцы не успевали вылезти из своих нор, куда прятались от артподготовки, и занять пулеметные гнезда.
Отдельно отрабатывали взаимодействие с артиллерией и авиацией. Каждый батальон, идущий в атаку на участке в 350 метров, поддерживали огнем 99 стволов: орудия разных калибров, минометы, «катюши». Посчитали: на метр фронта приходилось 52 пули и 5 снарядов в минуту. А сверху били штурмовики Ил-2: перед каждым их налетом артиллерия подавляла фашистские зенитки.
Отрабатывали и прием «огневого вала», когда пехота идет за завесой из пламени и дыма: заранее размечали рубежи по 150-200 метров (чтобы не было потерь от «дружественного» огня). Командиры проверяли каждую «мелочь». Например, просушку и хранение пороха: подмокший может накрыть недолетами своих. А когда на одном из учений солдаты добежали до рубежа «противника» раньше, чем долетели выпущенные мины (тогда двое погибли и 18 ранили), минометчики получили приказ ждать от пехоты красной ракеты. В итоге каждый солдат четко знал свой маневр и был уверен в поддержке с земли и с воздуха.
Другого рода учения, на картах, проводил с военачальниками командующий 4-м Украинским фронтом генерал Толбухин. Он старался добиться максимальной конкретики: где, что, когда и какими силами. Неуверенность, нечеткие ответы — и вот уже очередной участник отправляется на «переэкзаменовку». Но командарм Захаров отличился и здесь. Вот как он в фильме «Третий удар» поясняет график артиллерийского наступления:
«Мы решили обмануть немцев. Есть у меня 800 стволов. В 08.00 открываю огонь. В это время моя пехота накапливается в „усах“ (ходах, скрытно идущих от окопов к позициям врага). Немцы отходят к 3-4-й линии траншей и ждут переноса огня дальше. Даю перенос в половину стволов, а остальные 400 держу про запас. Немцы бросаются к первой линии, чтобы отразить атаку пехоты. Доставляю им это удовольствие: мои бойцы кричат „ура“ и выставляют из „усов“: чучела! Из соломы, сверху каска, шинель, все как полагается. Уже 3 тысячи изготовили и еще сделаем. Немцы открывают по ним огонь, рассекречивая свои пулеметные „гнезда“. Я накрываю их огнем из 400 орудий — тех, что в запасе. Немцы не понимают, что происходит, и уходят от артогня на 3-4-ю линию. Но там их достают первые 400 стволов. Через полчаса даю паузу, снова выставляю чучела (на фото ниже) и снова накрываю огнем. На этот раз чучела у меня остаются в „усах“, а войска цепями быстрым темпом проходят укрепления при поддержке артиллерии...»
Фото из открытых источников
Этот прием с чучелами позже взяли на вооружение и другие. А при наступлении, которое из-за погоды и других причин несколько раз переносилось и началось только 8 апреля, эта хитрость позволила батальонам за 15-20 минут атаки захватить траншеи противника. И развивать успех, двигаясь на Евпаторию, Симферополь и Севастополь. Притом что немцы собрали на Перекопе основные силы: замысел советского командования о главном ударе с плацдарма на Сиваше они не разгадали. Как не смогли отследить переброску к Сивашу крупной артиллерии и целого танкового корпуса: это происходило ночью, когда люди в ледяной воде тащили на понтонах к переправе танки и мортиры (на фото вверху). Героически действовали и саперы, снова и снова возводя паромные переправы и мост, который бомбила немецкая авиация. Еще один удар, с Керченского плацдарма, тоже был вспомогательным — и тоже успешным (см. карту-схему).
К 15-16 апреля советские войска подошли к Севастополю. Штурм с разбега не получился. И хотя Сталин всячески торопил, начальник Генштаба маршал Василевский не побоялся настоять на своем: отложить сражение, пока не подвезут боеприпасы для мощного огневого удара и не удастся создать перевес сил 2-2,5 к 1. Паузу опять использовали для тренировок на местности. Ну а дальше все повторилось: обманный удар с севера 2-й Гвардейской армии 5 мая, двухдневная артподготовка — и штурм со стороны Сапун-горы силами Приморской и 51-й армии. И да, 308 погибших за 7 мая: когда воюют не только числом, но и умением, такой итог не удивляет.
Фото из открытых источников
9 мая Севастополь был взят. Его уже никто толком и не защищал: оборона немцев посыпалась. А в Северную бухту продолжали идти немецкие транспорты с вооружением и боеприпасами: их никто не предупредил о сдаче города. Оставшиеся войска вермахта оттеснили к Херсонесу. Генерал Курт Типпельскирх так описал события тех последних дней:
«Остатки трех немецких дивизий и большое число разрозненных групп немецких и румынских солдат бежали к Херсонесскому мысу, подступы к которому они обороняли с отчаянностью обреченных, не переставая надеяться, что за ними будут присланы суда. Но корабли не пришли. Переговоры с противником о сдаче положили конец ставшему бессмысленным ожиданию помощи. 12 мая все было закончено. Русские, в своих сводках обычно не соблюдавшие никаких границ правдоподобности, на сей раз, пожалуй, были правы, определив потери нашей 17-й армии убитыми и пленными цифрой в 100 тысяч человек и сообщив об огромном количестве захваченного военного снаряжения и техники» (на фото вверху).