- Иван, говорят, в МГУ вы учились у Николая Николаевича Дроздова. Это так?
- Да, я был его студентом и дипломником. Николай Николаевич способствовал тому, что я пошел в науку. В свое время он мне в этом помог.
- Дроздов уже несколько десятилетий ведет программу "В мире животных", вы тоже стали телеведущим. Он еще не подарил вам свою фотографию с надписью: "Победителю-ученику от побежденного учителя"?
- Такая надпись вообще невозможна: я не считаю себя "победителем", а он себя - "побежденным". Мы с ним выступаем в разных амплуа, поэтому никакой конкуренции между нами быть не может.
- Ну почему же "в разных амплуа"? Вы оба - ведущие программ на одну и ту же тему. Только выходите на разных каналах.
- Тем не менее мы не конкуренты, потому что делаем разные передачи о животных. Точно так же я не конкурирую с Павлом Любимцевым, ведущим "Путешествий натуралиста" на НТВ. Каждый из нас имеет абсолютно индивидуальный подход к теме. В этом и состоит наше различие.
- Тогда какое место занимают "Диалоги о животных" в ряду других программ на ту же тему?
- Моя передача - это взгляд на животных, на их образ жизни и повадки изнутри, ведущий здесь не является одной из главных фигур повествования. Я стараюсь быть рассказчиком, который не выходит на первый план. Скажем, Любимцев делится со зрителями собственными ощущениями, которые он испытывает от встреч с животными. Передача "В мире животных" процентов на 90 тоже строится вокруг личности Николая Николаевича. В отличие от них я рассказываю только о животных, не касаясь своих ощущений, не показывая своего отношения и своих эмоций. Но, безусловно, право на существование имеет любая форма передачи о животных.
- Вашу программу можно назвать просветительской?
- Скорее, это научно-популярная или познавательная передача, которая должна быть интересна любопытному зрителю, желающему что-то узнать о животных. А я стараюсь в определенной мере удовлетворить это любопытство - что-то вроде "знаете ли вы, что..."
- Видимо, поэтому животные у вас служат объектом исследования, а Дроздов о "братьях наших меньших" рассказывает с любовью и умилением.
- В этом и есть принципиальное отличие наших подходов к теме. Его передача в большей степени, наверное, о любви к животным, а моя - о механизмах и функциях, которые лежат в основе тех или иных процессов, происходящих в живой природе. В этом и заключается познавательный подход: зритель смотрит "Диалоги" и таким образом познает мир - он же не имеет возможности полететь, например, в Южную Африку, чтобы там понаблюдать за гиенами.
- На экране вы не пытаетесь выстраивать какой-то образ или выступаете в роли самого себя?
- Никакого образа я не выстраиваю, а только стараюсь правильно по-русски произносить слова.
- Вы довольно часто приглашаете в эфир любителей экзотических животных вместе с их питомцами, но, мне кажется, таких у нас немного, чтобы посвящать им столько времени.
- Напротив, количество тех, кто держит дома не только кошек и собак, но и пауков, питонов или крокодилов, постоянно растет. Я могу объяснить это интересом к животному миру, который весьма разнообразен. Человек пытается расширить рамки своего познания, что естественно. Причем те, кто интересуется экзотическими видами, обладают такими глубокими познаниями о своих питомцах, что вызывают у меня огромное уважение. И рассказывают о них настолько увлеченно, что складывается впечатление, будто этим занимается вообще весь мир.
- Каких животных вы держите у себя дома?
- У меня живут собака - американский стаффордшир, кошка и две черепашки, которыми больше интересуется мой младший сын.
- Стаффордширы считаются бойцовскими собаками. Ваша тоже участвует в боях?
- Это вообще неправильный термин: бойцовской может быть только та собака, которая в боях участвует. У нас нормальный пес, ни в каких боях не участвует, живет себе дома, любит нас, и мы любим его как своего ребенка. Бойцами, убийцами, пограничниками, телохранителями и так далее делают собак люди, понимаете? Скажем, одна и та же немецкая овчарка может работать спасателем, розыскным псом, караульным, пограничным, ходить по следу, кусать, охранять уголовников в лагерях... То же самое можно сказать и про американского стаффордшира, и про любую другую породу.
- Нередко в СМИ поднимаются вопросы, связанные с агрессивным поведением собак, например бультерьеров. В вашей передаче касаетесь этой темы?
- Об этом можно поговорить в эфире один-два раза, что мы и делали. Но такая тема быстро становится исчерпанной. Ведь для здравомыслящих зрителей и так ясно, что виноваты не собаки, а люди. По статистике, самые кусачие не бультерьеры, а коккер-спаниели - казалось бы, скромные, милые, внешне совсем не агрессивные собаки. Тут еще надо учитывать, что журналисты любят делать сенсации на пустом месте. Если в газете напишут, что кого-то покусала дворняжка, на это вряд ли обратят внимание, а когда упоминается породистый пес, то дело раздувается до невероятных размеров. Собаки кусают, когда неуравновешенное животное попадает к такому же человеку. Поэтому нет плохих собак, есть плохие хозяева.
- Как вы думаете, есть пределы в человеческом стремлении одомашнивать диких животных?
- На мой взгляд, животные могут находиться дома, если это им не причиняет, во-первых, физических и, во-вторых, эмоциональных страданий. Но, конечно, прежде всего надо иметь возможность кормить их и содержать. После периода адаптации дикое животное в домашних условиях чувствует себя значительно комфортнее, чем в природе. Если оно содержится в просторной вольере, где может нормально двигаться и вовремя быть накормленным, то это дает ему целый ряд преимуществ: защиту от врагов, постоянную заботу о его здоровье. Такие животные, как правило, живут намного дольше, чем в дикой природе. Я знаю, например, что на одной притравочной станции барсук, который тренирует терьеров, живет в среднем на пять лет дольше, чем в естественных условиях. Ему делают прививки, его там все любят. К тому же он так научился лупить собак, что это стало для него развлечением, огромным удовольствием. Этот смешной случай я наблюдал своими глазами.
- Каких передач о взаимоотношениях человека и животных, на ваш взгляд, не хватает на нашем телевидении?
- Мне трудно об этом судить: я не телевизионщик и о каких-то тенденциях, связанных с этой темой, не задумывался. Свою задачу вижу в том, чтобы не просто рассказывать о животных, но и проводить какие-то параллели между ними и людьми. Вообще, если следовать мировой тенденции, лучше всего было бы сделать специальный канал - что-то типа "Планеты животных" или "Мира животных". Тогда можно было бы рассказывать о них много и подробно.