Главная Культура 00:04 12 Марта 2014 3243
Сергей Соловьев. Фото на память

Знаменитый режиссер на фоне своей неожиданной выставки «Жизнь со скоростью 1/100 секунды»

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

На только что завершившемся фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске одним из интереснейших событий стал вернисаж известного кинорежиссера, народного артиста России Сергея Соловьева. Он представил более 100 авторских фотографий, искусно разбавленных живописными портретами XVIII-XIX веков из своего личного собрания. Получилась уникальная, ни на что не похожая выставка, о которой обозревателю «Труда» захотелось поговорить с автором.

Сергей Александрович, как я понимаю, это ваша первая большая персональная фотовыставка. А снимаете вы с...

— С 1954 года, когда родители подарили мне фотоаппарат «Любитель», а потом «Смену». Тогда же они популярно объяснили мне, что если я хочу, чтобы карточки получались качественными, по крайней мере были в фокусе, то нужно ставить выдержку 1/100 секунды и диафрагму 16. Я так и сделал, нажал затвор — и с этого момента моя жизнь преобразилась. С тех пор и по сегодняшний день мне бесконечно интересно жить. При этом, замечу вам, я снимаю без всякой причины. Это как дышать, говорить, думать.

— Тем не менее при всей непреднамеренности вашего увлечения фотографий набралось аж на целую выставку.

— Это не специально придуманный, а случайно получившийся фотоотчет о моей пестрой жизни. Здесь есть снимки той далекой уже поры, когда я учился во ВГИКе, есть и совсем недавно «остановленные мгновения». Всего на выставке 130 фотографий, причем я их сам напечатал, не пользуясь услугами лаборатории. Но это только третья часть из той большой экспозиции, которую я готовлю для Москвы и Санкт-Петербурга. В столице площадка уже оговорена — это Академия художеств. В Питере пока ведем переговоры с разными залами. Называется экспозиция так: «Жизнь со скоростью 1/100 секунды». В этом названии есть не только технический смысл.

— Но основная ваша профессия — кинорежиссер. Скажите, фотография — это сестра кинематографа? Его мать? В каком родстве находятся эти две музы?

— В таком же родстве, как слово с литературой. Невозможно быть литератором, не понимая красоты слова, красоты русской речи. Точно так же невозможно снимать кино, быть человеком кино, не любя и не ценя фотографию. Ибо кино — это и есть движущаяся фотография. Те самые пресловутые 24 кадра в секунду. При этом фотография — отнюдь не прикладная вещь. Она обладает независимой, самостоятельной красотой и выразительностью. Фотообраз — он всегда самодостаточен и равновелик самому себе.

Меня порой спрашивают: «А что вы хотели выразить этой фотографией?» Да ничего я не хотел выразить. Мне никогда не хотелось, к примеру, запечатлеть великого актера Михаила Ульянова, читающего газету «Правда», хотя такая возможность у меня была. Но мне это было неинтересно. Если бы он, допустим, читал «Таймс», мне это было бы вдвойне неинтересно. Потому что возникла бы некая «концептуальная» фотография. Как будто я чего-то кому-то хотел доказать. На самом деле я ничего своими фотографиями сказать не хотел. Я запомнить хотел. Что был, например, чудесный тихий вечер. Или ясное солнечное утро. Или был такой замечательный период в моей жизни, когда я искал натуру к фильму «Елизавета и Клодиль» (пока не поставленному) и объездил с фотоаппаратом всю Францию, которая открылась мне с неожиданной и волнующей стороны. И мне доверились, открылись люди этой страны, которые остались на отпечатках и в моей памяти. Вот за это я и люблю фотографию.

— У вас есть любимый фотожанр?

— Я все снимаю. У меня вообще-то интересная жизнь. Я с удовольствием фотографировал знаменитых людей — Олега Янковского, Сашу Абдулова, Таню Друбич, Павла Лунгина, Пьера Ришара: Но наравне с ними в моей фототеке есть и снимки людей без особых регалий, которые тем не менее производили на меня неотразимое впечатление. И не всегда своими характерами, но и просто своим обликом, поворотом головы, разворотом плеч, блеском глаз. Имена некоторых людей на моих снимках я уже не помню, но это и неважно — они подарили мне радость общения с ними.

Лет пять подряд я снимал — не удивляйтесь — стены домов по всему миру. Хотел даже книгу издать. Каждая стена обладает своей физиономией, историей, своей памятью — как она ветшала, осыпалась, ремонтировалась. У меня есть потрясающая коллекция каннских стен 1972 года. Сегодня их уже нет, или они совсем другие. А на моих снимках они остались. Эти стены, эти лица, эти пейзажи — мой метод художественного общения с белым светом. Собирая выставку, я думал, что нужно придумать какую-то концепцию, которая объединяла бы столь разные снимки. А потом понял: любая концепция — мура рядом с этим энергетическим потоком живой жизни, которую мне довелось прожить и сохранить на фотографиях.

— А зачем вы соединили свои снимки с живописными портретами прошлых веков?

— Эти портреты — из моей домашней коллекции, которую я давно потихоньку собираю. Я не знаю, кто эти люди на полотнах. Я все думал: вот выйду на пенсию и обязательно постараюсь разузнать их родословную. На пенсию вышел, но так ничего и не узнал. И уже, сказать честно, и узнавать не хочется. И сами авторы тоже, кстати, чаще всего безымянны — в моей коллекции собраны преимущественно работы крепостных художников. Эти живописные портреты, изображающие красивых, благородных людей, висят среди сделанных мною фотопортретов. И естественным образом дополняют их, как бы поясняя, кто мы такие, откуда родом. Такая вот общерусская генетическая память.

— И последнее. На вашей выставке есть фотографии, снятые, что называется, в простоте: нажал кнопку — вылетела птичка. А есть снимки, выполненные в сложной, неизвестной мне технике...

— Каждое человеческое лицо диктует свой способ изображения. Так что разнообразие стилей — это не от желания позабавиться, оно помогает мне правильно вспомнить и воспроизвести личность. Что касается новых технологий, то, не скрою, многие из них я изобрел лично. Чем и горжусь.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9516
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7210
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?