Главная Культура 01:01 12 Февраля 2021 16150
Куда дует «Северный ветер»

На экраны вышел давно ожидаемый фильм Ренаты Литвиновой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр из к/ф «Северный ветер». Фото: kinopoisk.ru

Поклонники популярной кинодивы (она и режиссер, и продюсер, и актриса, и сценаристка, и дизайнер одежды, и селебрити, и просто красавица) уже было нарекли новую работу Ренаты Литвиновой гениальной, культовой и еще Бог знает какой. Но тут обнародовали результаты завершившегося на днях кинофестиваля в Роттердаме, где «Северный ветер» участвовал в конкурсе и остался без наград, и это подложило мину под уже готовый свершиться триумф.

При ближайшем рассмотрении «Северный ветер» (напомню, это третий ее фильм в качестве режиссера) оказался типичным артхаусным опусом Ренаты Литвиновой — стильным, мистическим, манерным, красивым и, уж простите за резкое оценочное суждение, невнятным...

Место действия этой двухчасовой картины — везде и нигде. А точнее, это некие условные, занесенные снегом Северные поля, посреди которых возвышается готический замок, населенный странными, не от мира сего, людьми, прижившимся в прихожей рогатым оленем, ручным вороном, дающим главной героине прикурить сигарету, и всякой прочей живностью. Что не мешает этому экзотическому замку неожиданно соседствовать со Спасской башней Кремля, которая находится от Северных полей буквально на расстоянии вытянутой руки.

Время действия — сегодня и всегда. В уже упоминавшемся замке живет бессмертный аристократический клан во главе с прекрасной Маргаритой (Рената Литвинова). Компанию ей составляют престарелая мать (Татьяна Пилецкая), некрасивая сестра Лотта (Галина Тюнина), великовозрастный сын Бенедикт (Антон Шагин), кузен Борис (Максим Суханов) и другие разношерстные домочадцы. Они пользуются телефонным аппаратом прошлых веков, ужинают при свечах в золотых канделябрах, расплачиваются царскими ассигнациями, но летают на самолетах, делают пластические операции и даже иногда спускаются в московское метро, где вместо банальной «Электрозаводской» есть станция «Тринадцатая».

Цифра «13» неспроста возникает в сюжете фильма: в замке на Северных полях в новогоднюю ночь часы бьют не 12, а 13 раз. И у семейства каждый год появляется лишний час, во время которого якобы исполняются все их желания. Но что обитателям замка дает это преимущество, как они его используют, кроме того, что без конца пьют шампанское, вкушают дорогие яства и вяло рассуждают о разной мутной житейской трухе, — по ходу фильма так и остается не очень понятным.

Как, впрочем, загадочными, недоступными толкованию остались для меня едва ли не все перипетии этого энигматичного фильма. Какие-то обрывки случайных разговоров, ошметки сюжетных линий, обмылки людских судеб... Актеры явно не понимают, что и кого они играют. Одни немилосердно плюсуют, форсируя мимику и жесты, другие бродят по экрану с глазами снулой рыбы.

Подумал даже, что это мое личное, какое-то искривленное восприятие фильма. Но и многие ярые сторонники Литвиновой простодушно проговариваются в своих отзывах, что и они не очень понимают, о чем кино. Но, мол, все равно не могут противиться волшебной магии фильма, в котором, де, угадываются переклички с Чеховым, Маркесом, Беккетом, Сорокиным, Гринуэем, Балабановым, Хамдамовым, Михалковым, Параджановым и, само собой, Кирой Муратовой, которой посвящен «Северный ветер». Не многовато ли ассоциаций и аллюзий для одного фильма? Хорошо, хоть Тарковского с Бергманом пожалели...

Соглашусь, некая магия в «Северном ветре» и правда есть. Ее во многом сотворили художники, бутафоры, стилисты, костюмеры, визажисты, парикмахеры, постижеры. Они создали на экране уникальный, причудливый мир, разумеется, воплотив при этом не только свои фантазии, но и сновиденческие грезы Литвиновой. Свою немалую долю в экранную магию внес и замечательный кинооператор Олег Лукичев, который, редко выбираясь с кинокамерой за стены замка, создал на экране, тем не менее, роскошную визуальную феерию.

Одним словом, с «картинкой», изображением на экране полный ажур. Как и с работой звукорежиссера, который виртуозно передал на экране шепоты и крики, шумы и шорохи огромного дворца, завывание зимнего ветра за его окнами. А что все-таки со смыслами? Сама Литвинова говорит, что кино у нее получилось «про царящий матриархат — он реально сейчас сгущается на нашей территории, просто мужчины никак не могут с ним согласиться. Но верховодят женщины... Россия — страна с женским родом. Ну и вообще, женщин демографически намного больше — так кто тогда тут, на Северных полях, главный? Мы, конечно!».

Но если принять эту концепцию за чистую монету, то результаты царящего матриархата выглядят на экране удручающе. По ходу фильма роскошный поначалу замок ветшает, приходит в запустение, окрестные поля с закопанными в нем деньгами (обитательницы замка почему-то держат свои сбережения не в банке, а в кованных сундуках, зарытых в землю) гниют. И сами женщины начинают вонять, гнить — и физически, и духовно.

Одну из них (Софья Эрнст) в фильме без всякой жалости душат, а затем инсценируют ее суицид. Другая (Манана Тотибадзе) изменяет мужу (Никита Кукушкин) с женщиной. Сама Маргарита в самовлюбленном исполнении Ренаты Литвиновой, меняющей наряды и украшения, пребывает в нирване, нюхая веселящий газ или чего покрепче. Такое ли торжество матриархата имела в виду режиссер? Эти и другие эпизоды фильма явно входят в противоречие с озвученной выше гордой режиссерской концепцией.

Мне кажется, что фильм у Ренаты Литвиновой, по большому счету, просто не сложился. В уже упоминавшем интервью она признавалась, что отснятого материала оказалось очень много, пришлось целые сцены и эпизоды пускать под нож. В результате, как мне кажется, полетели важные сюжетные и психологические связки, возникли зияющие драматургические лакуны, которые пришлось заполнять внешним декором.

В итоге навязчивая визуальная форма, как это нередко бывает в кино, во многом поглотила режиссерскую энергию, подмяла под себя содержание, внятность авторского высказывания. Зато, не буду спорить с поклонниками фильма, получилось необычное, странное, красивое, местами завораживающее зрелище, обогащенное выразительным саундтреком Земфиры. Но мерцания божественного огня в этой самодовлеющей экранной красоте я, грешным делом, не разглядел.

Заранее радуюсь за тех, у кого это получится.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9311
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7032
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6221
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?