Главная Культура 12:32 12 Февраля 2018 4742
Мат сквозь слезы

Заветы классиков воплощаются у питомцев Николая Коляды в сюрреалистических формах

Сергей Бирюков
Николай Коляда в финале «Двенадцати стульев» сделал своего Кису Воробьянинова пародией на Ивана Грозного. Фото автора

Начало года. Зима, холод, темнота. И традиционные для этих дней гастроли Коляда-театра, уже который год с исправностью астрономического явления привозящего свои смешные и печальные фантазии на тему России из родного Екатеринбурга в Москву. Все как всегда – только тоски и абсурда становится все больше.

Основ репертуара – как всегда две. Точнее, в последние годы уже, пожалуй что, и три, но… обо всем по порядку.

Итак, первый из китов – мировая классика в постановках самого Николая Коляды. На этот раз с премьерами почему-то вышло скупее, чем обычно: вместо привычных четырех-пяти свежих работ нам показали на сцене Театрального центра на Страстном только одну – «Двенадцать стульев». Непреходящая актуальность великого сатирического романа получила новое подтверждение. С особым воодушевлением публика ржала в сценах, рисующих «консолидацию оппозиционных сил», трогательно-»народный» образ попа-авантюриста Федора в уморительном исполнении Сергея Федорова, одного из лучших артистов труппы. Дополнительной приманкой стало актерское участие самого Николая Коляды, в последнее время на сцену выходящего нечасто. А тут он – одно из двух стержневых лиц: безвольно-«никакой» Ипполит Матвеевич, тихий омут, в котором водится главный черт сюжета, ведь он единственный на весь роман убийца. Коляда играет это без лишнего актерства, за что отдельное ему спасибо.

А вот Остап Бендер в исполнении Ильи Белова удивил, пожалуй, не в лучшем смысле. Вместо интеллектуально утонченного великого комбинатора мы увидели оборванца с городской помойки, этакого беспризорника-переростка, смакуемая подонистость которого резко сбивает градус традиционной симпатии к этому на самом деле положительному персонажу, ангелу-меченосцу, посылаемому в кару прохиндеям, примерно как Воланд у Булгакова.

К смакованию подонистости мы еще вернемся, а пока – о заявленном выше втором ките репертуара – современной драматургии, где (так поступил бы любой пишущий глава театра) господствуют пьесы самого Коляды. И соответственно о второй «большой» премьере нынешних гастролей – спектакле «Змея золотая». Если честно, именно эта часть афиши кажется мне в последнее время наиболее ценной. Поскольку привычный стиль «колядования» вокруг классики с песнями, плясками и балаганными камланиями по любому поводу от «Мертвых душ» до «Ричарда III», лет пятнадцать назад казавшийся революционным, сегодня скорее выглядит рутиной. А вот когда Николай Владимирович пишет сам о том, что великолепно знает по жизни в глубинке (до сих пор его родня обитает на границе России с Казахстаном), выходит здорово. На этот раз мы попадаем в гущу драмы между богатой искательницей сексуальных приключений, приглянувшимся ей смазливым пареньком с шиномонтажки, подружкой паренька, при магическом слове «деньги» легко отпускающей его к дамочке «на заработки», а потом с такой же легкостью обворовывающей, и резонерствующей бестолковой одинокой теткой (потеряла единственного сына, не заметив, как тот стал наркоманом) в исполнении бесподобной Тамары Зиминой. Тут, как и в других подобных спектаклях Коляды, все подано предельно просто, никакие режиссерски-шаманские излишества не нужны, поскольку есть правда характеров и блеск актерской игры.

И наконец о третьей основе, уже пару лет составляющей важную интригу приездов Коляды. Это работы его молодых коллег в опекаемом Николаем Владимировичем Центре современной драматургии, показанные на сей раз в маленьком лофте «Компас» на Сретенке (жаль, не в Боярских палатах, как год назад: наверное, на эту пафосную площадку денег у уральцев теперь не хватило – театр-то частный, каждую копеечку считает).

Предприятие Коляды частное, на все зарабатывает само, здесь и актерам не зазорно за барную стойку встать

Конечно, эти ребята, с их браво демонстрируемой уральской смачностью и жесткостью – очевидные творческие выкормыши Коляды. Порой даже дающие фору своему наставнику. Например, в постановке Рината Ташимова «Москва-Петушки» приевшаяся было балаганность свежеет от точной ритмической выстроенности (присказка-рефрен «эх, хорошо пошла курва, трансцендентально!»), от безошибочного подбора-столкновения песен (солнечные «Крылатые качели» Крылатова и сумрачные «Крылья» группы «Наутилус Помпилиус»), что придает действу черты музыкальной партитуры.

 

Алексей Романов в роли Венички - ангела со стаканом

Преемственность с творчеством учителей видна и в самой драматургии. Например, в хлестко сбитой антиутопии Ирины Васьковской «Галатея Собакина», порой кажущейся прямым продолжением «Петушков». Помните, у Венички Ерофеева любовник-комсомолец за некорректное суждение о Пушкине выбивает своей отсталой подружке четыре передних зуба. Ирина, экстраполируя зубодробильную борьбу за культуру масс, предсказывает время, когда некое Братство просвещенных православных патриотов будет отлавливать непросвещенных пэтэушников и работяг и под угрозой физической расправы заставлять их слушать стихи Бродского и религиозно-философские трактаты Бердяева. Поддавшиеся дрессировке и зазубрившие классику пополнят ряды братства и сами станут отлавливать новичков. Не способные к зубрежке усыпляются. А те, в ком высокая литература вызовет нежелательные побочные эффекты – пробуждение чувства сострадания и, что хуже всего, любви – сажаются в клетку как монстры для всеобщего глумления. Остроумная пародия и на борцов за скрепы, и на их противников из высоколобых «творческих» сект.

Так «Пигмалион» Виктор Собакин (Илья Белов) воспитывает свою «Галатею» (Илона Волконская)

Впрочем, не нужна и антиутопия, чтобы спектакль молодых о молодежи превратился в сюрреалистическую пугалку. В «Пошел ты на…, Орфей, или Девушки в цвету» той же Васьковской речь о юных балбесах и балбесках – а может, и не балбесах, но жизнь так устроила, что главная героиня и все ее друзья-подруги наиболее успешно освоили одно-единственное дело: лежать на диване и «курить в потолок», по выражению одного из персонажей. Пусть в недалеком прошлом у кого-то из них и были подступы к чему-то более конструктивному – та же героиня Варя, судя по словечкам «гештальт» и «адаптация», пару лет назад училась на психолога, но сейчас она никто, а парень, сошедшийся с ней на случайной гулянке, уехал от скуки «на север» и, похоже, мало думает о бывшей подружке.

В жизни «Девушек в любви» (Варя - Варвара Брылина, Люся - Татьяна Савина) мало высокого, хотя они по нему тоскуют

Несильно оптимистичнее спектакль «Боюсь стать Колей» по пьесе Ивана Андреева. У главных ее героев, Алика и Полины, жизненное занятие вроде есть, хотя точнее было бы назвать его безжизненным: он палеонтолог, она патологоанатом. Но и биологическая жизнь, с которой они, конечно, тоже имеют дело, сталкивает их со сплошь мертвыми душами: супружеской парой, где жена хамка, а муж индифферентный подкаблучник; молодой женщиной, ненавидящей отца своего ребенка за нахлебничество; юным педерастом, который вообще не знает, что такое мужчина в семье, вокруг него одни брошенные и разведенные женщины; безмозглым жлобом, даже о любимом сыне не способном говорить без, б… сука, мата. В конце мелькает проблеск света, когда, тоже через пару лет (привет Васьковской!) они снова случайно встречаются – и понимают, что это знак, расставаться больше не надо. Хотя кто знает, что грянет даже не завтра – через час, ведь все действие пьесы проходит в поездах, где ничего постоянного не может быть по определению...

Полина (Алиса Кравцова) и Алик (Алексей Чувашов) нашли друг друга в поезде. Возможно, там же и потеряют

Признавая бесспорную талантливость этих работ, я бы мог углубиться в разбор того, что показалось мне техническими недокрутками или, наоборот, перекрутками. Имею в виду, например, пережим по части сюра в «Девушках в любви»: только перечитав пьесу, я понял, что речь идет об ОДНОЙ героине, показанной в два момента жизни, а не двух, необъяснимо носящих одно и то же имя Варя. Или странности оформления спектакля «Боюсь стать Колей», где каждому персонажу присвоен деревянный помостик вроде тех, что ставятся в душ, и они то складываются в общую кучу, тогда это стол в поездном купе, то разбираются по рукам, тогда это нечто громоздкое и бессмысленное под мышкой у каждого…

Но такой разбор затянул бы статью до нечитабельных размеров. Ограничусь лишь парой вопросов (понимаю, скорее риторических и способных вызвать у их адресатов усмешку, и все же).

Что, в современной жизни, кроме подобных бездельных, бесцельных и безлюбых героев, других персонажей, достойных театральной сцены, нет?

Что, выворачиваемые на публику тонны мата совершенно необходимы для того, чтобы спектакль выглядел актуальным?

Не очень надеюсь на получение ответов. Даже прямее скажу: гарантии дождаться реакции – никакой. Как в конце «Девушек в любви», где героини вместе с Аллой Пугачевой зовут бестолкового и далекого, но все же желанного человека: «Приезжай хоть на денек!» А в ответ – глянцевый голос Киркорова: «Единственная моя…» И тишина, и темнота.

Остается только одно – ждать следующего приезда Коляды и его команды. Чем удивят?

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9462
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7161
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?