Это случилось 10 лет назад. Молодой и мало кому тогда известный режиссер Роман Каримов прогремел на фестивале в Выборге с дебютной лентой «Неадекватные люди», которая взяла сразу пять призов, включая Гран-при. Успех сопутствовал этой романтической комедии и в прокате. Фильм, снятый за 100 тысяч долларов (по легенде, их подарил режиссеру случайный попутчик в поезде), заработал в шесть раз больше. Потом были показы фильма по ТВ, которые многократно умножили фанатскую армию «Неадекватных людей». Это подтолкнуло режиссера к мысли снять продолжение фильма, который к сегодняшнему дню приобрел вполне культовый статус.
В «Неадекватных людях 2» мы встречаемся с уже знакомой нам троицей. С успешным психологом Павлом (Евгений Цыганов), который учит своих пациентов жить разумно и правильно, но сам живет в соответствии с пошлым кодексом отъявленного циника. Когда-то он помог своему земляку Виталию пережить депрессию после гибели невесты в автоаварии, вытащил его из Серпухова в Москву, дал ключи от пустующей квартиры. В соседней квартире обитала одинокая мама с дочкой, переживающей кризис затянувшегося переходного возраста. И это соседство закрутило тугую спираль лирико-комедийного сюжета...
В новом фильме Павел тоже принимает участие в судьбе Виталия, но на сей раз его роль будет куда менее благовидной. Какой? Узнаете из фильма. Сам Виталий (Илья Любимов) по сравнению с первыми «Неадекватными людьми» чудесным образом преобразился. Оставил в прошлом приступы внезапной агрессии, завязал с выпивками. Стал во всех смыслах слова трезвым, разумным, успешным 40-летним мужчиной. Из переводчика с безупречным знанием английского переквалифицировался в бизнесмена с архитектурно-строительным уклоном. Сильно разбогатеть не удалось, но на квартиру денег насобирать получилось.
Дизайном семейного гнездышка занимается его молодая жена Кристина (Ингрид Олеринская). Да-да, строптивая, своевольная 17-летняя школьница, которая в финале первого фильма к неудовольствию моралистов целовалась с Виталием, стала в сиквеле его молодой женой. И, по сути, главной героиней нового фильма. Она сохранила девичью фигурку, прелесть очаровательного личика, так что в магазинах при покупке алкоголя или сигарет от нее по-прежнему требуют предъявить паспорт. Это ли не лучший комплимент для молодой женщины?
Но красота проходит, а тоска по несбывшемуся, как утверждал классик, всю жизнь преследует нас. Вот и Кристина со временем начала тяготиться статусом домохозяйки. Привечать на кухне деловых партнеров мужа, угождать их гастрономическим вкусам ей надоело. Желая состояться как личность, равная умному, взрослому мужу, Кристина из тихого кухонного омута с долей опрометчивости бросается в бурные воды жизни. В этом ее отчаянном одиночном заплыве будет учеба, работа, новое любовное увлечение, бездомные скитания, карьерный триумф, запоздалое раскаяние и свет надежды в конце длинного туннеля под названием «Жизнь»...
Первые «Неадекватные люди» были картиной камерной, короткой, хлесткой, остроумной, живой. Юмор, правда, частенько скользил по самой кромке хорошего вкуса, а иногда и соскальзывал в легкую пошлятинку. Прошли годы, Роман Каримов, оставаясь молодым режиссером (ему 36 лет), заматерел, подобно некоторым своим героям. Поработал с самим Тимуром Бекмамбетовым на фильме «Днюха». Поставил еще полдюжины разных картин, большей частью комедийных. В том числе такой кассовый хит, как «Гуляй, Вася!», навеянный, как и «Неадекватные люди», автобиографическими мотивами.
Его новый фильм выглядит на экране значительно дороже старого, да и длительность картины выросла до голливудских стандартов — 135 минут. Локаций стало больше, «картинка» (оператор Антон Жабин) — не в пример красочнее, сочнее. Актеры работают, как и прежде, самоотверженно — к ним нет претензий. Но при этом куда-то испарились юмор ситуаций и диалогов, легкость спонтанно текущего сюжета, обаяние своеобразного авторского взгляда и почерка.
Событий, героев, тем, сюжетных линий в «Неадекватных людях 2» стало так много, что их хватило бы на несколько фильмов. Роман Каримов от щедрот своей одаренной натуры ни от чего и ни от кого не отказывается, пытаясь героически впихнуть в один фильм невпихуемое. Тут тебе и психологическая драма про взросление, духовное становление героини в стиле фильма «Москва слезам не верит». И производственная драма про победу новых социологических и компьютерных технологий над старыми дедовскими методами. И мелодрама с любовным треугольником, обретающим по ходу фильма четвертый угол...
Вдобавок ко всему «Неадекватные люди 2» — это еще и сатирическая зарисовка о нравах «золотой молодежи», прожигающей жизнь на папины денежки в ночных клубах. И насмешка над протирающим штаны и юбки бессмысленным и беспощадным офисным планктоном. И острое социальное высказывание про жизнь гастарбайтеров, живущих скученным табором в малогабаритной московской квартире, куда однажды жизненные ветры надолго занесут Кристину. И все это предстает на экране в переуплотненном, перенаселенном виде. И сам фильм начинает порой смахивать на ту самую квартиру, под завязку забитую людьми, вещами, кастрюлями, баулами...
Ко всему прочему, режиссер отказывается от линейного развития сюжета, то забегая в своем повествовании вперед, то погружая зрителей в хитроумно придуманные флешбэки. Запутаться в этом бурном потоке со многими притоками и рукавами немудрено даже опытным зрителям, хорошо помнящим первых «Неадекватных людей». Не говоря уже про неофитов, рекрутированных в кинотеатры информационным шумом вокруг появления громкого сиквела. Не заскучают ли старые и новообращенные зрители на этом неторопливо текущем, громоздком, тяжеловесном фильме, не обманет ли он их ожидания? Прокат, как говорится, покажет.
А Роман Каримов, тем временем, готовит к выпуску еще один фильм — «Гуляй, Вася!- 2». Гуляй, Рома, пока молодой!