Главная Культура 00:21 11 Ноября 2016 6962
О чем Дмитрий Маликов спорит с девчонкой-диджеем

Популярный музыкант – о том, почему перестал писать песни и придумал спектакль

Сергей Бирюков

10-12 ноября в Театре эстрады — московская премьера спектакля Дмитрия Маликова «Перевернуть игру». Как случилось, что автор сладчайших песенных хитов 1990-х и революционных кроссоверных программ для рояля и оркестра 2000-х вышел на сцену в образе защитника классической музыки, устраивающего для своей юной оппонентки, 16-летней девчонки-диджея, фантастическое путешествие по биографиям величайших музыкантов прошлого? В какой мере эта выдуманная история отражает реальные отношения Маликова с его дочерью? Правда ли, что Дмитрий, сочинивший мини-клип о Сергее Шнурове, ревнует к сегодняшней популярности лидера «Ленинграда»? Об этом и многом другом «Труду» удалось поговорить с известным певцом, пианистом, композитором, а теперь и актером.

— Откуда идея «Перевернуть игру»?

— Она родилась в продолжение моего просветительского проекта «Уроки музыки», с которым я объехал всю страну. Но «Уроки...» были нацелены на молодежь, занимающуюся музыкой. А как сделать, чтобы музыкальная классика — то, на чем рос я сам, — стала интересна широкому кругу молодых людей? Так появился формат полуторачасового музыкально-драматического представления о великих музыкантах разных эпох, одновременно развлекающего и мотивирующего. Важно было не уйти просто в актерский спектакль или просто в концерт. К написанию сценария я привлек моего друга, прекрасного актера, психолога, сочинителя Вадима Демчога, других коллег. Потрясающий режиссер Ольга Субботина предложила очень динамичные постановочные решения. Подключились сценограф Владимир Мартиросов, художник по костюмам Евгения Панфилова. На кастингах мы набрали замечательных актеров — Глеба Подгородинского, Сергея Мухина... Главную героиню — девочку-диджея, которая до поры до времени жила, не подозревая о существовании громадного мира великой музыки, — играет талантливая студентка ВГИКа Виктория Белякова. Полгода репетировали — и вот здание спектакля построено.

— Наверное, в какой-то мере вы думали о вашей дочери-подростке Стефании, когда сочиняли образ для Виктории?

— Безусловно, многое подсказано нашим с дочкой общением, в котором возникали проблемы, знакомые, я уверен, и большому количеству других семей, где дети частенько ленятся, не хотят вылезать из гаджетов, не слушают родительских советов относительно того, какую книжку прочесть или какую музыку послушать... Я даже думал, что Стеша и сыграет эту роль. Но, во-первых, ей на будущий год поступать в вуз, к чему надо серьезно готовиться, во-вторых здесь сложная актерская задача, требующая большого количества репетиций.

— Герои вашего спектакля — Бах, Моцарт, Бетховен... И вдруг Джексон! При всем уважении к королю поп-музыки — не рискованно ли ставить его в ряд с величайшими симфонистами мира?

— То, что Джексон был гением, несомненно. Более того, его судьба в каких-то моментах удивительно повторяет судьбу Моцарта: вундеркинд, международная слава с детских лет, затем трагическое одиночество...

— А мне ваш рассказ напомнил об опере Леонида Десятникова «Дети Розенталя», где современным ученым-чудаком клонированы тот же Моцарт, Вагнер, Верди, Мусоргский, Чайковский, но никому их музыка оказалась не нужна, кроме забулдыг в подземном переходе у трех вокзалов...

— Я, к сожалению, этой оперы не слышал, но видите, вопрос места классики в сегодняшнем мире действительно актуален. Вот и Владимир Мартынов не зря написал свою известную книгу «Конец времени композиторов». И я с ним, к сожалению, согласен: композиторская профессия ушла в прошлое. Появилась масса новых замечательных профессии — например, саунд-продюсер. Но это — другое. А вот так, чтобы меценат или государство заказали мастеру, допустим, симфонию — я о подобном давно не слышал.

Расскажу вам об эпизоде, случившемся в одном из двадцати городов, где побывал спектакль «Перевернуть игру». Подходит за автографом симпатичная женщина, у нее в наушниках играет музыка. Спрашиваю: классика? Она в ответ показывает телефон, к которому подключены наушники, и там я вижу название трека, скачанного, видимо, откуда-то из соцсети: «Моцарт. Лунная соната». Я испытал культурный шок.

— Да, «отнять» у Бетховена его «Лунную» — это варварство. Но я читал, что в Твери люди именно ему, Людвигу, аплодировали стоя.

— И это потом в точности повторилось еще в одиннадцати городах. В спектакле большой монолог Бетховена, где он рассказывает о том, как постепенно глохнет, но несмотря на это продолжает писать музыку. Последняя сцена повествует о премьере его Девятой симфонии. Главная героиня снимает лицо композитора, это проецируется на экраны, и все видят его глаза, когда он говорит: «Дирижируя, я почти ничего не слышал, только смотрел на музыкантов, чтобы не разойтись с движениями их смычков. А когда музыка закончилась, отвернулся от зала, чтобы не видеть улюлюкающей публики... Тут одна из исполнительниц, молодая женщина, повернула меня к залу...» И героиня в самом деле поворачивает его к залу — реальному залу в Твери или где-то еще, и он заканчивает фразу: «...и я вижу, что публика аплодирует стоя, и эти овации длятся 40 минут. Я не слышал своего триумфа, но я видел восторженные лица...» В этот момент люди реально встают — так же, как это было с реальным Бетховеном двести лет назад.

— Но ваше творчество не исчерпывается спектаклем. Для широкой публики вы прежде всего автор-исполнитель песен и популярных инструментальных пьес. Однако в недавней телебеседе с Ксенией Собчак признались в появлении внутреннего блока, препятствующего сочинению мелодий. Неужели они перестали к вам приходить?

— Мой друг Владимир Матецкий говорит, что это нормально, каждый композитор проходит через такое. К тому же поменялась парадигма написания песен, мода, эмоция. Песня — зеркало жизни. А сегодняшней жизни не нужны песни Маликова или, допустим, Макаревича. Нужны песни группы «Ленинград». А где мне такие взять? Я их писать не могу, да и не хочу.

— Но вы хорошо «отомстили» лидеру «Ленинграда» Сергею Шнурову: ваш мини-клип про него собрал в интернете публики не меньше, чем собирает сам Шнуров.

— Никакая это не месть, просто фраза, которую хотел выложить в Твиттер, но решил, что она лучше сработает, будучи положенной на частушечный мотив: «Что бы ты ни пел и ни плясал, все равно все будут слушать Шнурова. Вот вчера об этом написал. Настроенье дрянь, погода хмурая».

— Когда писали в Твиттере ставшее потом мемом словечко «тяжеловато», думали, что оно получит такой резонанс?

— Ни секунды. Что подтверждает давно мною сформулированную фразу: пути шлягера неисповедимы. Это было ровно год назад, я просто спросил у людей: как дела, тяжеловато или ничего?.. Что такого в этом вопросе, до сих пор не понимаю. Может, вы скажете?

— Ну, наверное, штука в том, что это написал Маликов, а не Пупкин. И он попал в момент, когда многим в самом деле было тяжеловато, а знаменитый артист их вроде бы поддержал, а тем самым, может, и косвенно признался, что ему самому сейчас не очень сладко... В общем, проявил солидарность. А вместе уже не так грустно.

— Ну да — зацепило, улыбнуло. Кстати, название «Перевернуть игру» оттуда же появилось. Поклонники слова «тяжеловато» стали мне писать, чтобы я перевернул игру, сменил жанр... Вот я и сделал спектакль. Там оно тоже есть: я начинаю перечислять главной героине «самую скучную музыку» — Гайдн, Прокофьев, Шопен... И поддеваю ее: ну что, тяжеловато? Она: да нет, ничего!

— А как относитесь к дружбе Стеши и сына Владимира Киселева Юрия, чей песенный дуэт в прошлом году был даже награжден «Золотым граммофоном»?

— Я бы не назвал это дружбой, просто они одноклассники. И тот приз был, по-моему, преждевременным: если их дуэт был нужен как элемент шоу, вполне можно было этим и ограничиться — уже само включение в программу есть большой аванс. А мои добрые отношения с Владимиром Киселевым, можно сказать, потомственные — он давно и много сотрудничает с моим отцом, очень уважительно, по-родственному относится ко всей нашей семье. Притом никогда я не просил Володю, допустим, ставить мои песни на «Русском радио»...

— Вы всерьез верите в музыкальное будущее Стеши?

— Мне приятно, что она любит музыку, но нет желания в ее лице во что бы то ни стало поставить на рынок новую профессиональную артистку. Прежде всего потому, что такого стремления нет у нее самой. Ей интересны другие вещи. И поступать она будет, скорее всего, не по музыкальной части, а в МГИМО.

— Как вы, три года отдавший передаче «Спокойной ночи, малыши!», восприняли участие столь «любимого» вами Шнурова в альтернативной утренней детской передаче?

— Его приглашение — отличный продюсерский ход, а что касается записанной для передачи песни, у меня не было возможности оценить ее достоинства.

— Песня веселая, но вот сам голос, который привычнее слышать в совсем другом репертуаре... Помню, телеканал в промо-ролике даже использовал цитату из песни «В Питере — пить». Т.е. предполагалось, что дети должны знать эту замечательную вещь со всеми ее текстовыми особенностями...

— Ну, вот вам еще один характерный штрих нашего время со всем его сумбуром.

— А не было идеи организовать, как, например, Денис Мацуев, детский или подростковый музыкальный конкурс, сколотить на его основе команду талантливой молодежи, с которой можно потом горы сворачивать?

— Очень здорово, если у Дениса это получается, восхищаюсь людьми, подобными ему или, скажем, Валерию Гергиеву, который, кажется, вообще никогда не спит и каждый день выступает в новом месте перед новой публикой. Но у меня, честно, нет такого ресурса — физического, энергетического, менеджерского... Я другой человек. И на своем уровне, в своем формате тоже могу кое-что сделать. Если говорить совсем просто, то свой эстрадный бренд я поставил на служение классической музыке. По-моему, не самое плохое решение.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9490
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7189
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?