Иммунная система у астронавтов и космонавтов, работающих на околоземной орбите в условиях невесомости, существенно ослабляется во время полета, и это весьма серьезная угроза здоровью. К такому выводу пришли американские ученые Брайан Крушиан из Космического центра НАСА в Хьюстоне и его коллеги, которые длительное время проводили масштабные исследования, используя Международную космическую станцию и наземные лаборатории. Результаты многолетнего мониторинга только что опубликованы в журнале «Микрогравитация» (NPJ Microgravity).
Наблюдениями были охвачены 23 звездоплавателя — 18 мужчин и пять женщин (средний возраст — 53 года), совершавшие, как правило, длительные, до полугода, полеты на МКС. У всех брали образцы крови семь раз: за 180 и 45 дней до старта, в начале, середине и конце орбитального полета (всегда оперативно отправляли контейнеры на Землю, передавая их с возвращавшимися экипажами), через три часа после посадки и еще через 30 дней. Анализы проводились в США, а также в подмосковном Звездном городке, когда экипаж совершал посадку на «Союзе». Почему такое внимание уделялось исследованиям крови? Именно они дают ключ к пониманию изменений в иммунной системе.
Пребывание в космическом пространстве, как установили ученые, резко ускоряет старение костного мозга, внутри которого и формируются новые иммунные клетки. А костный мозг — важнейший орган кроветворной системы. Анализируя изменения в ней, можно судить и о снижении функций костного мозга, а значит, и ослаблении иммунитета. Вопрос в том, обратимы ли процессы старения, которые происходят в организме на околоземной орбите? Включается ли обратный процесс омоложения костного мозга после возвращения космонавтов на родную планету?
Вообще-то в нашей стране уже было немало экспериментов в этой области и на станции «Мир», и на биоспутниках, где исследования проводились на различных млекопитающих. Выводы известны: космический полет угнетает иммунную систему, поэтому и болезни на околоземной орбите обостряются. Снижение иммунитета повышает риск развития инфекционных заболеваний. Даже пустяковая царапина может стать проблемой, как это было у Геннадия Стрекалова на станции «Мир». Демонтируя душевую кабинку, он слегка поранил руку. Пустяк? Но вскоре рука начала болеть, покраснела и опухла. Врачи на Земле ежедневно собирались на консилиум. Назначили очень сильный гормональный препарат. Но распухшая рука долго не поддавалась лечению, 26 суток лечили последствия царапины. Как рассказывала мне Лидия Анатольевна Стрекалова, с напастью тогда справились, но какой ценой! Мужа она похоронила в 2004-м, Геннадию Михайловичу было 64. Онкология...
Изучением ослабления иммунитета у космонавтов многие годы занимались в нашей стране ученые-медики Ирина Витальевна Константинова, Марина Петровна Рыкова и их коллеги. Но на этот раз американцы провели клинические и биохимические исследования изменений лейкоцитов, функции Т-клеток и многих других параметров непосредственно во время космического полета. Было, например, установлено, что возобновление деятельности латентных (спавших, внешне не проявлявшихся) вирусов герпеса у астронавтов совпадало с ослаблением иммунитета.
Американские специалисты предостерегают: если не удастся оградить иммунитет от пагубного влияния невесомости, риски дальних длительных полетов (например, на Марс) будут очень большими. Речь идет об опасности инфекционных, аутоиммунных заболеваний, аллергии, реактивации вируса герпеса и других. В сочетании с повышенным облучением увеличивается и риск развития злокачественных новообразований. А потому необходимо разработать контрмеры для защиты иммунной системы, как это было сделано для недопущения серьезных потерь костной массы или возникновения камней в почках.
Слово эксперту
Публикацию американских исследователей комментирует для «Труда» авторитетный российский специалист в области космической медицины, замдиректора Института медико-биологических проблем РАН, доктор медицинских наук Валерий БОГОМОЛОВ.
— В космическом полете на организм человека действуют неблагоприятные факторы: невесомость, радиация, замкнутое пространство, нагрузки, стрессовые ситуации. Играют роль и питание, и бытовые условия, и оторванность от дома: Влияние полета на иммунную систему наши специалисты начали изучать еще в 1970-1980-е годы. Накоплен немалый материал, хотя, понятно, пока не все механизмы раскрыты. Впрочем, главное сегодня ясно: для поддержания иммунитета космонавтов нет необходимости в приеме специальных препаратов (они на борту станции, конечно, имеются, да и на Земле в любой городской аптеке). Вполне достаточно космонавтам придерживаться на борту станции общих профилактических мер, соблюдать режим труда и отдыха. Профилактика — это и упражнения на бегущей дорожке, велоэргометре, тренажерном комплексе. Конечно, желательно еще не переутомляться, избегать стрессов, но в полете это получается не всегда.
— Валерий Васильевич, как показали исследования, профилактика не предотвращает ускоренного старения костного мозга. Не означает ли это отдаленных негативных последствий для организма космонавта, сокращения продолжительности его жизни, скажем, на год или полтора после каждого длительного полета?
— Старение костного мозга — это пока всего лишь одна из гипотез. Чтобы делать окончательные выводы, надо иметь более масштабную статистику. А на практике мы видим, что в земных условиях у космонавтов нет проблем с иммунитетом (разумеется, после завершения периода реадаптации). Скажу больше. В прежние годы опасность ослабления иммунитета у членов экипажей воспринималась специалистами более остро, чем сегодня. Практика показала, что не так все страшно, если на орбите выполняются рекомендации врачей. После приземления режим для космонавтов нынче несравнимо либеральнее, чем лет 30-40 назад. Например, к космонавтам, проходящим послеполетные обследования, сейчас приходят жены и дети, что раньше категорически запрещалось.
— Не станут ли медицинские факторы препятствием на пути будущих полетов к Марсу, в дальний космос?
— Уверен, что нет. Есть еще время для разработки эффективных защитных мер от радиации при мощных солнечных вспышках. Что касается ослабления иммунной системы, то и сегодня оно не критично. Человеческий организм имеет удивительные адаптационные возможности, которые до конца еще не раскрыты.