Дело в том, что грузовой корабль "Прогресс", двигателями которого обычно поднимают на орбиту МКС, недавно был отстыкован от станции, направлен к Земле и затоплен в Индийском океане. Теперь поднимать "звездный дом" над нашей планетой можно с помощью мощных двигателей Служебного модуля.
Но их еще ни разу не включали для этой цели. И сегодня, не имея прецедента, специалисты ЦУПа, всегда рассматривающие даже, казалось бы, самые невероятные варианты, задаются вопросом: есть ли 100-процентная уверенность в том, что вместо требуемого для коррекции маленького импульса двигатели модуля не выдадут более сильный толчок? А это было бы крайне нежелательно...
Сложности, а точнее новые "вводные", появились еще в конце января. Тогда возникли опасения, что во время намеченного на 9 апреля приземления российского космонавта Валерия Токарева и американца Уильяма Макартура, работающих сейчас на МКС, а также первого бразильского космонавта Маркуса Понтеса, который должен вместе с ними вернуться на родную планету (прилетит он на МКС 1 апреля), может ждать неприятный сюрприз. Нельзя исключить, что в казахстанской степи в районе посадки может произойти сильное затопление местности паводком. Это не очень веселая перспектива для космонавтов и специалистов службы поиска и эвакуации.
Водная стихия не только создаст бытовые неудобства, но и будет сильно мешать эвакуации экипажа. Ведь рядом с приземлившимся спускаемым аппаратом (СА), как правило, садится вертолет. Прибывшие на нем поисковики помогают космонавтам выбраться из обгоревшего после прохождения атмосферы аппарата, устраивают их поудобнее рядом с СА. Врачи проводят первичный осмотр вернувшихся с орбиты членов экипажа, ослабленных полугодовой невесомостью и работой в замкнутом пространстве. Затем их переносят в вертолет. И хотя нередко космонавты готовы сами идти, им на первых порах этого не разрешают. И вот теперь представьте: все придется делать, находясь по щиколотку, а может быть, и по колено в холодной воде. Это особенно опасно для космонавтов, которые возвращаются на Землю в мокром от пота белье (таковы последствия перегрузок, длительного пребывания в скафандрах, и других факторов, действующих во время посадки на экипаж, который находится в маленькой кабине, где едва умещаются трое мужчин в громоздких скафандрах). Словом, лучше все-таки приземляться на твердый грунт.
Вот почему руководство полетом дало задание баллистикам рассчитать новую траекторию снижения "Союза" таким образом, чтобы аппарат опустился на 150 километров западнее первоначально намеченного района. Вроде бы рутинная задача. На самом деле это была сложная головоломка для баллистиков.
- Поднимать орбиту 180-тонной МКС необходимо с дальним прицелом, учитывая не только предстоящую посадку "Союза ТМА-7", но и все будущие полеты к звездному дому в ближайшие месяцы, - говорит руководитель группы обеспечения маневров кораблей и Международной космической станции подмосковного ЦУПа Евгений МЕЛЬНИКОВ. - Я имею в виду полет к МКС следующего корабля "Союз ТМ-8" с новым экипажем (старт 30 марта), прибытие грузового "Прогресса" в апреле, причаливание шаттла к станции в мае. Для выполнения каждой из перечисленных операций требуются свои условия. Нам предстояло оптимальным образом совместить все эти требования, включая параметры новой посадочной траектории.
Задача была решена. Мы провели уже две коррекции станции - 12 и 22 февраля. Третья, заключительная, намечена на 15 марта. Но, может быть, удастся обойтись без нее. Ибо торможение станции в течение последних нескольких десятков суток было более медленным по сравнению с расчетами. Так что есть надежда, что МКС без включения двигателей займет как раз то положение в пространстве, которое мы наметили. К 13 марта нам будет ясно, требуется проводить третью коррекцию или нет.
- Почему происходит торможение космической станции на высоте 350 километров над Землей, где уже глубокий вакуум и нет атмосферы?
- Остатки атмосферы там все-таки есть. И этого достаточно, чтобы 180-тонная станция, встречая на своем пути микроскопические частицы, постепенно замедляла скорость и снижалась. Сейчас, в период минимальной солнечной активности, станция опускается каждые сутки на 80 - 100 метров. (Замечу: во время максимума активности Солнца потеря высоты на подобной орбите составила бы уже 240 - 400 метров в сутки.) Вот почему нам приходится 6 - 8 раз в год поднимать МКС.
- Если бы этого не делали, сколько времени продержалась бы Международная станция в космосе?
- Около года, после этого она бы рухнула на Землю.
- Чем выше летает звездный дом, тем меньше торможение. Раньше у МКС была почти 400-километровая орбита, теперь она снизилась до 345. Чем это вызвано?
- Просьбой наших американских коллег. После катастрофы "Колумбии" шаттл берет в полет больше грузов - например, тяжелый ремонтный комплект, массивное оборудование для МКС. И нынешний потолок для американских кораблей ограничен более низкими орбитами. Вот под эту высоту подстраивается и орбита Международной космической станции.
- Сколько лишнего топлива, по сравнению с полетом на 400-километровой орбите, израсходовано на МКС, чтобы поддерживать станцию на требуемой высоте?
- В год получается порядка 500 килограммов.
- Значит, за два года - лишняя тонна. Стоимость доставки каждого килограмма груза обходится нам в 2 - 2,5 тысячи долларов. Выходит, более 2 миллионов долларов Россия потеряла только на снижении орбиты станции?
- Но мы же должны помогать американским коллегам, ведь строим общий космический дом.
- В заключение - насколько точны расчеты, которые проводят баллистики? Например, какие границы района посадки сообщаете вы поисковым группам?
- Это круг диаметром 25 километров. Если не возникает каких-либо нештатных ситуаций при возвращении на Землю, спускаемый аппарат обычно приземляется в указанном нами месте. Хотя, конечно же, есть немало факторов, которые трудно прогнозировать. Например, при спуске аппарата на парашюте ветер может изменить направление, скорость. Играет роль также точность ориентации корабля на орбите, включения и выключения тормозного двигателя и так далее. Тем не менее наши прогнозы, как правило, оказываются точными. Надеюсь, что предстоящее приземление Валерия Токарева, Уильяма Макартура и Маркуса Понтеса будет мягким и комфортным.