В итальянском Лацфонсе завершился чемпионат мира по натурбану. Вице-чемпионами стали россияне Павел Поршнев и Иван Лазарев. Еще наши завоевали бронзовую медаль в командных соревнованиях, где сборную России представили Екатерина Лаврентьева, Станислав Ковшик, Юрий Талых.
В нынешнем сезоне впереди еще два этапа Кубка мира - в Румынии и заключительный в австрийском Умхаузене. Пока россияне идут на медали общего зачета в трёх дисциплинах.
Кстати, итальянцы, принимавшие этот чемпионат у себя, являются мировыми лидерами в натурбане, причем, это в основном представители северных альпийских регионов страны. В Южном Тироле это вообще весьма массовый вид спорта, в некоторых горных деревушках натурбаном занимаются все поголовно. Отсюда и большая конкуренция.
Чемпионы получают неплохие спонсорские деньги, причем, в большей мере даже не от рекламы спортивной экипировки, а представляя партнеров – фирмы пищевых продуктов, косметики и прочих производителей, чьими банерами брендированы борта трасс и трибуны. Трасса натурбана делается естественным образом – снег, лед, вода, деревянные борта, без использования всяких охлаждающих агрегатов, так что она в десятки раз дешевле олимпийской трассы саночников. Нужен подходящий ландшафт для перепада высот и возможности проложить определенную траекторию сочетания поворотов и прямых, а также определенный температурный режим, чтобы натуральная трасса не таяла. Поэтому в России натурбан развивается в регионах со стабильной зимней погодой – Мурманской, Иркутской, Свердловской области.
Наиболее достойную конкуренцию итальянцам составляют австрийцы и россияне. Первая в России трасса натурбана была построена в Кандалакше, на родине Лаврентьевой еще в 1984 году. Трасса на Воробьевых горах, к сожалению, работает только во время соревнований.
В Братске при школе имени Александра Зубкова (он начинал именно как саночник, лишь потом перейдя в бобслей) и в Кандалакше трассы укороченные, так что годятся лишь для подготовки новичков. Единственная полноценная трасса, работающая в зимний сезон в России имеется только в Новоуральске Свердловской области. Планируется построить еще несколько таких же в разных северных и горных регионах страны.
Как рассказал «Труду» старший тренер сборной России Андрей Кныр, неоднократно предпринимаются попытки включения натурбана в программу зимних Олимпиад. Вполне реально могло это произойти еще перед Турином-2006, но международная федерации санного спорта не проявила должной настойчивости. Хотя по сравнению с 2006 годом прогресс есть. Китайцы, получив право проведения Игр 2022 года, сами проявили интерес к проведению турнира по натурбану.
Инициативная группа Международной федерации санного спорта (FIL), в которую вошла и президент Федерации санного спорта Наталия Гарт, активно занимающаяся вопросом продвижения натурбана в программу Игр, подала заявку в МОК. Но Олимпийский комитет на данный момент не посчитал возможность включить натурбан в олимпийский перечень. Есть надежда на то, что удастся включить натурбан в зимние Игры 2026 года, если право проведения зимней Олимпиады завоюет Австрия. Хотя бы как демонстрационный, ознакомительный вид программы. Все шансы для включения в Игры у спорта есть. Соблюдены и требования МОК для включения в олимпийский перечень зимних Игр. Это и масштабный географический охват развития вида спорта – в настоящий момент натурбан развивается на 4 континентах, более чем в 25 странах. В частности, на недавно прошедшем в Москве этапе Кубка мира не так уж плохо выступили бразильцы и аргентинцы. Представители этих южных стран (причем, они именно уроженцы Южной Америки, а не натурализованные итальянцы или австрийцы) в течение всей зимы стартуют в большинстве турниров.
Спортсмены в натурбане, в отличие от олимпийских саночников, управляют своим транспортным средством не только движениями тела, но и активно тормозя на поворотах руками и ногами, борясь с центробежной силой. Сани стоят от 2000 евро. Раньше россияне делали их и сами, но сейчас конкурентоспособный агрегат дешевле заказать итальянским производителям, чем изготавливать самим.