Главная Культура 01:05 10 Марта 2017 3182
«Оскар» сезона

В центре «На Страстном» в пятнадцатый раз вручили «самую зависимую» театральную премию страны

Виктория Пешкова

В Лос-Анджелесе конец февраля — время вручения «Оскаров», в Москве начало марта — пора раздачи «Гвоздей сезона», премии, которую в театральной среде именуют не иначе как избиением достойных — за традиционно скандальный тон ведения итоговой церемонии. Сценарий для нее придумывает записной эпатант российской сцены — режиссер Константин Богомолов, каждый раз стремясь в черноте юмора превзойти самого себя. На сей раз он додумался до того, что наше действо превратилось в пародию на американское.

Перед входом в Театральный центр «На Страстном», где по традиции происходит событие, вывесили весьма красноречивый баннер — «Оставь надежду всяк сюда входящий». Фамилии Константина Богомолова и Сергея Епишева (его давнего соавтора и соведущего церемонии), стоявшие под известной цитатой, отражали, разумеется, не авторство, а неизменный апломб неизменных вручантов главной «зависимой» театральной премии столицы.

«Зависимая» она потому, что контролируется Союзом театральных деятелей, награждающим за заслуги минувшего сезона, причем премию получает весь коллектив, создавший спектакль, а не отдельные выдающиеся личности. Отличительная черта «Гвоздя сезона» — разумный компромисс: среди пяти постановок одна, а иногда и две отличаются известной степенью радикализма, тогда как в остальных новаторство и традиция присутствуют на паритетных началах.

Интрига «Гвоздя сезона» не в лауреатах — они становятся известны недели за две до награждения. И даже не в том, какой спектакль помимо «малой» премии получит еще и Гран-при, а в том, что еще отчебучит кабаре-дуэт Богомолов-Епишев. Лауреаты, со всеми их талантами, творческими метаниями и взлетами, только мишень для их острословия. В пятнадцатый раз все было так же, как и в предыдущие четырнадцать — пошлости в адрес лауреатов, шутки генитального пошиба, лексика, которую большинство людей привыкло считать ненормативной. Вот только разделение публики на «своих», привычно гогочущих над репризами ведущих, и «чужих» — пришедших поддержать коллег в их неуютной лауреатской участи, стало еще более очевидным.

Пятерка лучших московских спектаклей сезона 2015/16 по версии СТД выглядит следующим образом.

Это опера Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова», поставленная Римасом Туминасом в Большом театре. Из всех экспериментов ГАБТ по части привлечения драматических режиссеров этот, пожалуй, оказался самым удачным. Туминаса интересовала не столько гиперсексуальность лесковской леди Макбет Мценского уезда, сколько загадка ее неудовлетворенной, мятущейся души.

Далее — это «Русский роман», сочиненный Марюсом Ивашкявичусом и поставленный Миндаугасом Карбаускисом в театре им. Маяковского — смелая попытка сменить ракурс, увидеть в Льве Толстом не гения, но творца его собственной безысходной и безвыходной, абсолютно человеческой драмы, а в его жене Софья Андреевне — любящую женщину, не оцененную ни супругом, ни современниками, ни, увы, даже потомками.

Следующий лауреат — «Своими словами. А. Пушкин «Евгений Онегин» Дмитрия Крымова в театре «Школа драматического искусства», пересказавшего «энциклопедию русской жизни» детям так, чтобы они не просто разобрались, кто там кого любил и кто кому и почему отказал во взаимности, но и прочесть первоисточник захотели.

«Кроличья нора» Сергея Голомазова в театре на Малой Бронной — русский взгляд на популярную американскую пьесу и снятый по ней еще более популярный фильм с Николь Кидман: перед неизбывным горем, перед невосполнимой утратой человек бессилен, если только для него самого смерть становится важнее жизни.

«Утиная охота» Владимира Панкова в театре «Et cetera» — жесткий перевод культовой пьесы Александра Вампилова на язык поколения, не знающего ни жалости, ни сострадания.

Под занавес господа вручанты разыграли этюд в духе недавнего «Оскара». Вынесли конверт, внушительно поволновались, вскрыли и... объявили обладателем Гран-при «Машину Мюллер» Кирилла Серебренникова. Подвох угадывался с первой же секунды — никаких конвертов церемония не предполагает. А кроме того, по регламенту премии обладателем «Большого Гвоздя» не может стать спектакль, не вошедший в пятерку лауреатов. «Машины Мюллера», как мог заметить читатель, в ней не было. Вымученно изображающий удивление худрук «Гоголь-центра» вывел на сцену Сати Спивакову и еще нескольких участников спектакля, получил из рук Богомолова (кстати, тоже занятого в этой постановке) заветный хрустальный глобус, пронзенный хрустальным же гвоздем, скороговоркой начал благодарить всех и вся, а затем с видимым облегчением передал трофей создателям «Утиной охоты» — истинным обладателям награды.

Все аллюзии публика радостно проглотила. Но вручанты все-таки подставились. Пресловутый «Ла-Ла Ленд», хоть и не стал лучшим фильмом года, все-таки свою долю «Оскаров», и не малую, на той церемонии отхватил. А вот у «Машины Мюллера» не было никаких шансов приблизиться к вожделенному «Гвоздю сезона» даже на пушечный выстрел. Поскольку г-ну Серебренникову, кроме полутора десятков абсолютно обнаженных мужских тел далеко не первой атлетической свежести, предъявить публике нечего. А ей, еще недавно такой наивной и доверчивой, все меньше хочется быть обманутой. И те, кому «Гвоздь сезона» достается по праву, это понимают.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4952
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 4248
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» рассказал о пустынях Калмыкии, достижениях человечества и своих планах на будущее

Марина Суранова
Труд
Илья Долгов нашел общий язык с братьями меньшими. Фото предоставлено каналом «Живая планета»

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» на канале «Живая Планета» с радостью делится с телезрителями необычными и захватывающими открытиями, которые они могли бы попросту не заметить,...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Новая книга Николая Железняка «Град на крови» находит отклик в сердцах читателей

Николай Иванов
Писатель Николай Железняк и его книжная новинка «Град на крови». Фото автора

Детектив? Роман? Мистика? Триллер? Пожалуй, ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое. На самом деле – это яркая смесь всего перечисленного. Книга, которая читается легко, на одном дыхании, и финал истории непредсказуем. Такую неординарную...