Главная Культура 01:05 10 Марта 2017 3160
«Оскар» сезона

В центре «На Страстном» в пятнадцатый раз вручили «самую зависимую» театральную премию страны

Виктория Пешкова

В Лос-Анджелесе конец февраля — время вручения «Оскаров», в Москве начало марта — пора раздачи «Гвоздей сезона», премии, которую в театральной среде именуют не иначе как избиением достойных — за традиционно скандальный тон ведения итоговой церемонии. Сценарий для нее придумывает записной эпатант российской сцены — режиссер Константин Богомолов, каждый раз стремясь в черноте юмора превзойти самого себя. На сей раз он додумался до того, что наше действо превратилось в пародию на американское.

Перед входом в Театральный центр «На Страстном», где по традиции происходит событие, вывесили весьма красноречивый баннер — «Оставь надежду всяк сюда входящий». Фамилии Константина Богомолова и Сергея Епишева (его давнего соавтора и соведущего церемонии), стоявшие под известной цитатой, отражали, разумеется, не авторство, а неизменный апломб неизменных вручантов главной «зависимой» театральной премии столицы.

«Зависимая» она потому, что контролируется Союзом театральных деятелей, награждающим за заслуги минувшего сезона, причем премию получает весь коллектив, создавший спектакль, а не отдельные выдающиеся личности. Отличительная черта «Гвоздя сезона» — разумный компромисс: среди пяти постановок одна, а иногда и две отличаются известной степенью радикализма, тогда как в остальных новаторство и традиция присутствуют на паритетных началах.

Интрига «Гвоздя сезона» не в лауреатах — они становятся известны недели за две до награждения. И даже не в том, какой спектакль помимо «малой» премии получит еще и Гран-при, а в том, что еще отчебучит кабаре-дуэт Богомолов-Епишев. Лауреаты, со всеми их талантами, творческими метаниями и взлетами, только мишень для их острословия. В пятнадцатый раз все было так же, как и в предыдущие четырнадцать — пошлости в адрес лауреатов, шутки генитального пошиба, лексика, которую большинство людей привыкло считать ненормативной. Вот только разделение публики на «своих», привычно гогочущих над репризами ведущих, и «чужих» — пришедших поддержать коллег в их неуютной лауреатской участи, стало еще более очевидным.

Пятерка лучших московских спектаклей сезона 2015/16 по версии СТД выглядит следующим образом.

Это опера Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова», поставленная Римасом Туминасом в Большом театре. Из всех экспериментов ГАБТ по части привлечения драматических режиссеров этот, пожалуй, оказался самым удачным. Туминаса интересовала не столько гиперсексуальность лесковской леди Макбет Мценского уезда, сколько загадка ее неудовлетворенной, мятущейся души.

Далее — это «Русский роман», сочиненный Марюсом Ивашкявичусом и поставленный Миндаугасом Карбаускисом в театре им. Маяковского — смелая попытка сменить ракурс, увидеть в Льве Толстом не гения, но творца его собственной безысходной и безвыходной, абсолютно человеческой драмы, а в его жене Софья Андреевне — любящую женщину, не оцененную ни супругом, ни современниками, ни, увы, даже потомками.

Следующий лауреат — «Своими словами. А. Пушкин «Евгений Онегин» Дмитрия Крымова в театре «Школа драматического искусства», пересказавшего «энциклопедию русской жизни» детям так, чтобы они не просто разобрались, кто там кого любил и кто кому и почему отказал во взаимности, но и прочесть первоисточник захотели.

«Кроличья нора» Сергея Голомазова в театре на Малой Бронной — русский взгляд на популярную американскую пьесу и снятый по ней еще более популярный фильм с Николь Кидман: перед неизбывным горем, перед невосполнимой утратой человек бессилен, если только для него самого смерть становится важнее жизни.

«Утиная охота» Владимира Панкова в театре «Et cetera» — жесткий перевод культовой пьесы Александра Вампилова на язык поколения, не знающего ни жалости, ни сострадания.

Под занавес господа вручанты разыграли этюд в духе недавнего «Оскара». Вынесли конверт, внушительно поволновались, вскрыли и... объявили обладателем Гран-при «Машину Мюллер» Кирилла Серебренникова. Подвох угадывался с первой же секунды — никаких конвертов церемония не предполагает. А кроме того, по регламенту премии обладателем «Большого Гвоздя» не может стать спектакль, не вошедший в пятерку лауреатов. «Машины Мюллера», как мог заметить читатель, в ней не было. Вымученно изображающий удивление худрук «Гоголь-центра» вывел на сцену Сати Спивакову и еще нескольких участников спектакля, получил из рук Богомолова (кстати, тоже занятого в этой постановке) заветный хрустальный глобус, пронзенный хрустальным же гвоздем, скороговоркой начал благодарить всех и вся, а затем с видимым облегчением передал трофей создателям «Утиной охоты» — истинным обладателям награды.

Все аллюзии публика радостно проглотила. Но вручанты все-таки подставились. Пресловутый «Ла-Ла Ленд», хоть и не стал лучшим фильмом года, все-таки свою долю «Оскаров», и не малую, на той церемонии отхватил. А вот у «Машины Мюллера» не было никаких шансов приблизиться к вожделенному «Гвоздю сезона» даже на пушечный выстрел. Поскольку г-ну Серебренникову, кроме полутора десятков абсолютно обнаженных мужских тел далеко не первой атлетической свежести, предъявить публике нечего. А ей, еще недавно такой наивной и доверчивой, все меньше хочется быть обманутой. И те, кому «Гвоздь сезона» достается по праву, это понимают.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9464
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7165
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?