Главная Культура 00:48 09 Февраля 2010 8129
Владимир Войнович: «Мою книгу можно отнести к мемуарам»
Знаменитый писатель о своей новой книге — «Труду»
Заозерская Анжелика

Вышла в свет долгожданная книга Владимира Войновича «Автопортрет. Роман моей жизни». Несмотря на то что в биографии писателя-сатирика были очень серьезные испытания, горькие потери (смерть любимой жены Ирины), изгнание и хула, он описывает ее не без лирики и чувства благодарности. В эксклюзивном интервью «Труду» Владимир Николаевич рассказал о том, как он писал «Автопортрет», в словах и в красках.

— Бытует мнение, что если писатель при жизни пишет мемуары, то другие темы и люди ему или неинтересны, или не по зубам. Исключение, когда актеры или политики садятся за письменный стол. Почему вы обратились к жанру мемуаров?

— Мою новую книгу можно отнести к мемуарам, хотя в ее названии фигурирует «роман», но этим я имел в виду жизнь, похожую на увлекательный роман, на большое приключение. Я и раньше часто писал автобиографические вещи, среди которых «Дело 30840», «Иванкиада». Да и в книге о Солженицыне «Портрет на фоне мифа», как говорится, много личного. Точнее, это мое восприятие личности Александра Исаевича, его творчества.

— После смерти Солженицына не пожалели ли вы о том, что осмелились критиковать писателя, причем остро, а порой и беспощадно? Все-таки ушел великий художник и гражданин с большой буквы.

— Мое отношение к Александру Исаевичу не изменилось ни при его жизни, ни после. Солженицын умер, но дело его живет и обладает большим воздействием на умы. Если человек ушел из жизни, а мы все уйдем, то почему я должен относиться к нему иначе?! Когда человек переходит в сферу мысли, то он обрекает себя на вечную полемику. Например, Владимир Набоков высмеивал Чернышевского в романе «Дар», Толстой ругал Шекспира. В этом нет никакого кощунства или оскорбления памяти мертвого. Спор есть спор. Что касается моего романа «Москва 2042», в котором я якобы «покушаюсь» на светлое имя Солженицына, то это пародия. А жанр этот еще никто не отменял.

— Писатель Михаил Веллер в одной из последних своих книг черным по белому написал: «Войнович обкакал Солженицына». Разве такое приятно о себе читать?

— А я вообще не читал Михаила Веллера. Глупость несусветная, что я «обкакал Солженицына». Я спорил с ним по принципиальным вопросам и имею на это право, как любой человек. В моем споре не было напраслины, клеветы, сплетен. Причем я больше спорил не с самим Солженицыным, а с тем культом, который вокруг него создало его окружение. Когда Солженицын только появился, я сам был в восторге от повести «Один день Ивана Денисовича» и других его произведений. А потом очень многое, о чем писал Солженицын и что писал, мне не нравилось. Если не нравится «Крейцерова соната» Льва Толстого, то об этом можно говорить смело, а если не нравится повесть «Для пользы дела» Солженицына, то это почему-то расценивается как преступление. Атмосферу ложного обожания я высмеивал и буду высмеивать.

— Писателю-сатирику позволительно иметь кумиров в литературе?

— Я очень люблю Гоголя, Чехова, Пушкина. Хотя у великого Пушкина тоже есть очень средние рассказы вроде «Барышни-крестьянки», но это никак не умаляет всех его достижений.

— Пушкин хотел написать биографию Петра I, а заодно своего предка, но не успел, как и не успел рассказать о своей жизни языком большой литературы. Зато после него осталась загадка его жизни и смерти, которую мы жадно пытаемся разгадать. Не боитесь своим словесным «Автопортретом» стать слишком простым?

— Моя жизнь оказалась более тяжелой, чем у большинства моих современников. Она не такая трудная и страшная, как у Солженицына и Варламова, но в моем поколении я пережил то, что не снилось ни Иосифу Бродскому, ни многим другим. Если многие писателя моего времени окончили школу, институт (Бродский, правда, школу не окончил), то на мою долю выпало много испытаний. Моего отца арестовали, когда я был маленьким мальчиком. Как только он пришел из лагеря, а я продолжал оставаться маленьким, его забрали на фронт. Вернулся отец с войны инвалидом. В детстве я пережил две эвакуации, причем довольно тяжелые. В 11 лет уже начал работать и сам зарабатывать себе на жизнь, чем занимаюсь и по сей день. Трудился в колхозе, потом на заводе, служил четыре года солдатом в армии. Для писателя моя биография нетипичная. Но мне так повезло или, напротив, не повезло. Сам бы я предпочел, чтобы моя жизнь была более благополучной, чтобы я окончил школу, получил образование: У меня нет тайн и загадок, но есть своя биография.

— В своем «Автопортрете» вы много пишете о любви, и в этих главах от вас, циничного сатирика, не остается и следа. Неужели над любовью на старости лет грех смеяться?

— Ничто человеческое мне не чуждо. В книге я рассказываю о своей любви — как она началась и закончилась смертью моей жены Ирины, с которой я прожил 40 лет. Кстати, я нарисовал несколько портретов Ирины, которые выставлялись. Любовь — это ощущение того, что без этого человека ты не можешь жить, он нужен тебе как воздух, а иначе жизнь не в жизнь. Правда, с течением времени любовь меняется. В начале, как правило, это большая страсть, потом появляются нежность, забота о любимом. А потом жалость. Любовь многообразна, как сама жизнь. В книге я описал свою любовь — от первой до по-следней встречи с Ириной. Она мне часто снится: и молодой, и немолодой — всякой. В какой-то степени «Автопортрет. Роман моей жизни» — посвящение Ирине.

— В последние годы вы больше живете в Москве или в Мюнхене?

— Иногда, как все люди, я выезжаю из страны, но ненадолго. Когда я был в эмиграции, то первые три года страдал. Я и сейчас не прочь был бы страдать, если бы это страдание было таким же настоящим, как в тот момент, когда меня выгнали из СССР. Но сейчас это невозможно. Сознание того, что в любую минуту ты можешь вернуться в Россию и уехать за границу, выбивают почву у щемящего чувства — ностальгия. Я жил за границей, когда был плотный железный занавес и у большинства эмигрантов не было дороги обратно. Сейчас я живу в загородном доме своей второй жены под Москвой.

— Кто ваша супруга?

— Светлана Яковлевна Колесниченко — очень чудная женщина, с которой моя старость стала краше, чем могла бы быть без нее. Со Светланой мне хорошо, тепло и уютно.

— С кем из писателей вы дружите?

— Продолжаю дружить с Беллой Ахмадулиной. Но из-за возраста, лени передвигаться мы уже не так часто встречаемся. Многие друзья или ушли, или уехали в другую страну.

— Несколько лет вы председатель экспертного совета премии «Кумир». Наверняка за это время с кем-то из актеров стали близки?

— Мои старые добрые друзья — Игорь Кваша, Алла Демидова, Лилия Толмачева, Галина Волчек. Но это не связано с премией «Кумир».

— Своим пером вы страстно боролись за демократические идеалы. Еще верите в торжество демократии?

— Верю, что когда-нибудь, лет этак через 200 или 300, мы увидим «небо в алмазах». Демократия — это не цель, а способ существования общества. Россия рано или поздно придет к демократии. Она — наиболее удобный способ организации общества, именно удобный. Как сказал Черчилль, ничего лучшего пока человечество не придумало. Вне демократии Россия не сможет идти вровень с наиболее развитыми странами, просто не сможет. Общество, где нет демократии, можно сравнить с бегом в мешке. Какой бы хороший бегун ни был, но если его ноги засунуть в мешок, то хороший рекорд невозможен. Разве только по классу бега в мешках.

Выбор

Войнович в кино

«Шапка» (1990)

Режиссер Константин Воинов

В главной роли писателя Фимы Рохлина, которому досталась пресловутая шапка, снялся Владимир Ильин.

 

«Приключение солдата Чонкина» (2007)

Режиссер Алексей Кирющенко

Знаменитого героя в экранизации из восьми серий сыграл Анатолий Гущин. Дебют Гарика Харламова.

 

«Сады осенью» (2006)

Режиссер Отар Иоселиани

Сам Войнович снялся в эпизоде у своего друга — именитого режиссера. В ролях Мишель Пикколи, Паскаль Венсан.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9490
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7189
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?